Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптура «Попугай». Германия, фарфоровая мануфактура Карл Энс (Karl Ens), 1950-е годы. Фарфор, роспись.
Размер: высота - 38 см.; основание - 15х12 см.
Karl Ens
Фарфоровая мануфактура Karl Ens - Германия, местечко Энс Фолькштедт (Тюрингия), была основана в 1890 году и существовала вплоть до 1972 года.
Немного истории...
Попугаев люди держат в неволе с глубокой древности и очень
ценят. Пионерами тут были, вероятно, древние индийцы, в чьем представлении
каждый благородный человек должен был научить говорить хотя бы одного попугая.
Обитатели тропических лесов, еще в античные времена были завезены в Европу
воинами Александра Македонского. Птицы быстро завоевали популярность за
экзотичность и способность имитировать человеческую речь в Древнем Риме. Об
этом свидетельствует римская мозаика III века, на которой изображены друг над
другом, головами в разные стороны: внизу — цесарка, вверху — попугай. Цесарка
представляет земное, нижнее, стихийное женское начало. Эта птица отличаются
плотным «тельцем» а, услышав подозрительный шум, подхватываются с места,
забывая и о яйцах, и о птенцах. Другое дело — попугай: он хорош собой,
бесстрашно сражается и за детенышей, и за свою свободу, да и «говорит», почти
как человек. В общем, птица более высокого полета, и для античных ценителей
фауны попугай представлял доминирующее мужское, интеллектуальное начало в этом,
казалось бы, нелогичном дуэте. С наступлением средних веков сведения о ручных
попугаях в Европе исчезают и появляются вновь во времена Крестовых походов
(11-13 вв.). Удивительные способности попугаев к подражанию человеческой речи
произвели впечатление на Западную церковь, и попугаев объявили стоящими к Богу
ближе, чем другие животные. Пернатый гость из восточных краев в Средневековье
не растерял перьев с «хвоста мифов» о себе: бытовало поверье о том, что перья
попугая не мокнут под дождем, поскольку он сам может вызывать дождь и за эту
способность его почитали как один из символов Девы Марии, сохранившей свою девственность
и чистоту. В христианской символике попугай истолковывается как человек, так
как эта птица может в совершенстве подражать человеческой речи. Именно это
значение было популярно в голландской живописи. Если взглянуть на натюрморт с
фруктами известного нидерландского художника Балтазара ван дер Аста (Balthasar
van der Ast (1593 — 1657), то, на первый взгляд, все кажется просто: два
попугая опрокинули корзину с фруктами, которые рассыпались по столу. Обычное
дело: птицы использованы в сюжете ради того, чтобы показать достаток и
изобилие. Но голландцы и тут не преминули зашифровать назидательный месседж;
маленький попугай не обращает внимания на пролетающую мушку — земной соблазн, —
а, открыв клюв, пытается подражать слышимым звукам. А крупный попугай сосредоточенно
смотрит вниз, где на столе виднеются две груши — «человеческие» символы:
праматерью Евы считается грушевое дерево.
Традиция
символического прочтения голландской живописи стремительно угасала к рубежу
XVIII—XIX века, и в дальнейшем зрителю предоставили свободу в расшифровке
морального девиза картин. А заморские птицы уже не представляли собой
диковинку, став привычным атрибутом экстравагантных господ, к своему несчастью,
попали «в моду»: их чучелами украшали высокие прически. Но и как символ любви и
верности, непременно дарили возлюбленным.