Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Скульптура «Рядовой пехотного полка»

Скульптура «Рядовой пехотного полка»

«Нет в наличии»

Скульптура «Рядовой пехотного полка, прицеливающийся с колена». Российская Империя, Санкт-Петербург, 1880-е годы. Скульптор Н.Н. Бух. Литьё неизвестной русской бронзолитейной мастерской (К.Ф. Верфель - ?). Бронза, литьё, чеканка, патинирование, монтировка.

Размер: 12,5х14,0х7,5 см.

Скульптура настольная «Рядовой пехотного полка, прицеливающийся с колена», представляющая фигуру усатого пехотинца в полевой солдатской форме, образца времени царствования Александра III: в папахе с кокардой, в мундире с обшлагами, в шароварах и сапогах, со скаткой шинели через плечо, с ранцем и котелком за спиной, с лядункой на поясе. Опустившись на одно колено, солдат прицеливается из винтовки на стрельбище или на маневрах. Фигура укреплена круглой подставке с рельефным поземом, условно изображающим траву, камни и неровную земляную поверхность. На поземе спереди вдоль края в литье — факсимиле авторской подписи «раб. Бухъ».

Редкая и интересная модель «военной» линии в камерной русской бронзе последней трети ХIХ столетия, авторство которой прояснилось лишь в недавних архивных публикациях. Скульптура выполнена Николаем Николаевичем Бухом (1860 — 1921), русским скульптором-дилетантом, традиционно пришедшим в искусство из военной среды. Интерес Буха к искусству предопределил его дядя Н.И. Либерих, один из родоначальников российской бронзовой скульптуры малых форм. Для холостяка Либериха семья его старшей сестры, вышедшей замуж за офицера-гвардейца, преподавателя Пажеского корпуса, стала родной, а племянник Николай — любимцем и наследником. Николай Бух сам окончил привилегированный Пажеский корпус, служил в Лейб-гвардии Егерском полку и, как многие петербургские военные (Сафонов, Самонов, Редькин), занимался скульптурным моделированием под руководством Либериха. В русском прикладном искусстве Бух был известен по нескольким скульптурным моделям, тиражированным на Каслинском чугунолитейном заводе. Его имя появляется в прейскурантах Каслей и в маркировке известных моделей работы Н.И. Либериха — «Лежащего пойнтера» и «Собаки борзой» из его большого «охотничьего» письменного прибора. Ошибочное указание каслинского прейскуранта «раб(отол). Бух», породило различные недоразумения в историографической литературе (например «авторство» этих скульптур связывали с однофамильцами либериховского племянника, польскими фабрикантами братьями Бух). На самом же деле это имя лишь подтверждало права наследника скульптора на его художественную собственность.

Но, помимо «унаследованных» либериховских работ, именем Буха маркированы и некоторые другие чугунные каслинские отливки, и именно их мы можем рассматривать как собственные произведения скульптора-любителя. Это модели прикладных изделий: подсвечник «Дракон», «Нож для бумаг с узорами» и «Пепельница с небольшими украшениями», а также — парные скульптуры «Солдат пляшет с бубном» и данная композиция «Солдат прицеливается с колена» (именно так все эти произведения Буха названы в каталогах-прейскурантах Каслей 1890-х годов).

Данная работа — один из немногих образцов подписной кабинетной пластики Н.Н. Буха. Скульптура воспроизводит типичный облик выносливого и бравого русского солдата. Не вдаваясь в психологические глубины образной характеристики, с мягким юмором Бух изображает простоватую физиономию с большими усами, точно фиксирует детали походной выкладки служивого, старательно моделирует пехотную позицию стрельбы с колена. Скульптура Буха напоминает самые ранние, «николаевские» образцы отечественной милитаристики — выполненные Газенбергом, Ковшенковым-старшим и Орловским-Смирновым фигурки русских военных, демонстрирующих формы обмундирования, роды войск или приемы воинского артикула. Известные образцы кабинетных скульптур Н.Н. Буха выполнены в чугуне на уральском Каслинском заводе; бронзовые отливки тех же моделей представляют большую редкость.

Данное произведение не маркировано литейщиком и, следовательно, отлито без передачи автором своих прав художественной собственности бронзовщику. Можно предположить, что скульптура отливалась на фабрике К.Ф. Верфеля — одном из ведущих российских бронзолитейных заведений. Распоряжаясь художественным наследием своего дяди Н.И. Либериха, Николай Бух именно Карлу Верфелю уступил права на тиражирование лучших либериховских моделей. Поэтому вполне вероятно, что тому же Верфелю скульптор доверил и свою собственную работу для оливки в бронзе. Основанная в 1842 году как производство обстановочной бронзы, с 1870-го года фабрика Верфеля освоила литье малой кабинетной пластики и скульптурного портрета. Литейщик сотрудничал со многими замечательными мастерами бронзовой миниатюры, среди которых — А.Л. Обер, Р.Р. Бах, Ф.И. Ходорович, а также молодые российские скульпторы — А.В. Вернер, М. Козловская. Также у Верфеля отливали свои модели и другие скульпторы-любители из военного сословия — Сафонов, Самонов и Редькин. Однако не менее вероятна и другая версия, связывающая производство данного памятника с каким-либо небольшим бронзолитейным предприятием, скопировавшим скульптуру Буха с чугунной отливки каслинского производства. В пользу этой версии говорит, в частности, неглубокий отпечаток авторской подписи на поземе, свойственный такому «сюрмуляжу» — литью по тиражной отливки. В любом случае, данный памятник интересен в иконографическом плане, созданным «новооткрытом» отечественным мастером, маркированный авторской подписью. Техническое исполнение работы – бронзовое литьё, прочеканка и полировка поверхности – отличаются высоким профессиональным и художественным уровнем. Скульптура находиться в оптимальном состоянии сохранности, обладает несомненной художественной, антикварной и коллекционной ценностью.