Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптура «Земфира сидящая» / «Цыганка». СССР, 1951-1964 годы. Дулевский фарфоровый завод (Дулево). Автор: А.Д. Бржезицкая, модель 1947 года. Фарфор, роспись.
Высота - 18 см.
Предмет опубликован: «Советский Фарфор 1917-1919». Авторы: И. Пелинский, М. Сафонова. Издательский дом «Любимая книга». Москва, 2011 г. Стр. 179
Предмет опубликован: «Мастера советского фарфора. Аста Бржезицкая. Дулево». М., издательство «Среди коллекционеров». 2008 г. – С. 82
Мастера советского фарфора. Аста Бржезицкая. Дулево
Работа художника или скульптора на заводе, в том числе и фарфоровом, тесно связана с процессом массового производства и имеет свои особенности. В задачу автора входит создание моделей для тиражирования с учетом его условий и мощностей, экономических показателей. Также есть необходимость найти такие решения, которые привлекли бы внимание покупателей. Художники, которые умеют заинтересовать публику, не снижая художественного уровня изделий, особенно ценятся в заводском коллективе. К таким мастерам принадлежала Бржезицкая. Широкую популярность приобрела её статуэтка «Цыганка», которая выпускалась в 1950-1970-е годы Дулевским заводом многотысячными тиражами. В основе её образа лежал жанровый портрет актрисы театра «Ромэн» Шуры Христофоровой, а публика воспринимала его как романтический образ танцующий цыганки в пышной, яркой юбке, который всегда в русском народе воспринимался как символ задорного веселья, воли и красоты. Эти черты прекрасного переданы в скульптурном образе, в разнообразной раскраске, что давало покупателю свободу выбора по своему вкусу. «Цыганка» поселилась во многих домах, украсив и оживив скромные жилища советских людей, хотя едва ли они знали имя автора.
ЗЕМФИРА СИДЯЩАЯ (популярное название – «Цыганка», прообразом послужила цыганская певица Александра Христофоровна Христофорова, в литературе встречается название «Кармэн»). Фарфор. 1947 г., Дулевский фарфоровый завод. Размеры – 17х15х16,5 см. Во второй пол. 1950-х – нач. 1960-х гг. Фигура тиражировалась заводом (высота варианта – 20 см). Упоминается в книге «Сказ о дулевском фарфоре». М., 1978. С. 250 (с названием «Земфира»); в статье Е. Кибальник «Фарфоровая женщина». [М., 1993]. Архив КНИВГ – указано, что сидящая Земфира создана по образу «Нади Христофоровой» из цыганского театра; в статье В. Свирина «Азартное дело». Б/г. [кон. 1980-х гг.]. Архив КНИВГ. История создания работы есть в аудиозаписи беседы сотрудников РГБИ с А.Д. Бржезицкой в 1999 г.: скульптор рассказывает о Шуре Христофоровой, которая позировала ей для сидящей «Земфиры» в стенах цыганского театра, в конце повествования называет её «Надя». В личном архиве А. Д. Бржезицкой (собрание З.В. Комиссаровой) храниться фотография Александры Христофоровой с дарственной надписью матери скульптора (опубликована на стр. 28). Экземпляры фигур хранятся Музее Дулевского фарфорового завода (г. Ликино-Дулево), коллекции Н. и Л. Кузнецовых (г. Москва Е. Альфер, работа опубликована в илл. части книги под № 11*).
Источник: «Мастера советского фарфора. Аста Бржезицкая. Дулево». М., издательство «Среди коллекционеров». 2008. – С. 27-28. С. 217