Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптура «Волк». Российская Империя, 1923 год. Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). Модель: А.Л. Обер. Фарфор (бельё).
ОБЕР Артемий Лаврентьевич (1843–1917)
Обер Артемий Лаврентьевич - русский скульптор-анималист. Происходил из московской
семьи обрусевших французов, был связан родственными отношениями с семьями
Бенуа, Лансере и Кавос. В 1864-1865 году учился в Императорской Академии
художеств, затем пять лет в Париже у знаменитых анималистов А. Бари и Э.
Фремье. В основном жил в Санкт-Петербурге. В 1993 году был награжден статусом
академика. Постоянный участник годичных академических выставок, призер
парижского художественного Салона, Венского и Мюнхенского Сецессионов,
Всемирных Промышленных выставок в Лондоне, Берлине и Париже.
ОБЕР Артемий (Артур( Лаврентьевич (1843–1917)
Обер Артемий Лаврентьевич - русский художник, мастер
скульптурной анималистики, представитель романтизма и модерна.
Родился в Москве 10 марта 1843 в семье обрусевшего француза, управляющего
Конторой императорских театров. Сперва учился на медицинском факультете
Московского университета, затем посещал петербургскую Академию художеств в
качестве «вольноопределяющегося» (1864–1865). Продолжил художественное
образование в парижской Рисовальной школе (1865–1870), где его наставником был
выдающийся скульптор-анималист А.Л. Бари. Работал в Париже в 1894–1899, отливая
свои вещи в керамической мастерской Биго. Участвовал в выставках «Мира
искусства». Жил преимущественно в Петербурге.
В качестве финального материала обычно предпочитал бронзу. Выдвинулся как
мастер «кабинетной» малой пластики. Наряду с изображениями животных создавал
типажно-этнографические фигуры разных народностей (Туркмен на коне, Бретонка;
обе работы – 1880-е годы, Третьяковская галерея). Однако уже в ряде ранних
работ (Лев, пожирающий газель, 1892, Научно-исследовательский музей Академии
художеств, Петербург; и др.) проявил яркие задатки монументалиста, автора крупных
и динамичных образов. Выступил в числе реформаторов романтической пластики,
усилив в ней иррационально-стихийное начало, непосредственно переходящее в
искусство модерна. Среди характерных произведений Обера – Борзая с лисицей
(1881 г.), Бык-победитель (1885 г.), Волк (1900 г.). Зрелыми образцами русского
символизма являются его керамические композиции: блюдо с головой Горгоны,
Морское чудище, блюдо с головой льва (все – 1898 г.), а также бронзовая
аллегорическая группа Бедствие (отлив начала 1890-х годов по оригиналу 1889 г.;
все – в Русском музее) – с задрапированной Смертью, несущейся на двух
фантастических зверях.
Как монументалист исполнил, в частности, фигуру коня для киевского
памятника Б.М. Хмельницкому (работы М.О. Микешина; 1888 г.) и декоративные
скульптуры московского Бородинского моста, выстроенного к 100-летию победы в
Отечественной войне 1812 года (архитектор Р.И. Клейн; 1912 г.).
Умер Обер в Петрограде в 1917 году.
Литература: Самойлов А.Н. А.Л. Обер. – В кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX в., т. 2. М., 1971.