Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурная композиция «Вратарь-футболист парирующий мяч». Англия, начало ХХ века. Бронза, литьё, патинирование, полировка, мрамор.
Размер: высота - 39 см.; основание – 30х14 см.
Именно эта скульптура была подарена Игорю Акинфееву как лучшему футболисту ЦСКА сезона 2020-21 по версии сайта bobsoccer.ru
Игорь Акинфеев: «Получить приз от болельщиков вдвойне приятно и ценно»
В скульптуре «Вратарь» стремящееся вверх в сложном
пружинистом прыжке за мячом детально проработанное тело спортсмена резко
контрастирует с условно намеченными прямыми линиями воротами. Кажется, что
футболист магическим образом отрывается от земли и устремляется за мячом. В
данном произведении автор решает не только художественную, но и инженерную
задачу, как технически в металле реализовать кинематографически замерший кадр с
парящим в воздухе вратарём. Технологически облегчённая полая фигура человека с
мячом крепится к тяжёлым цельнолитым планками ворот. Вся композиция закреплена
на оригинальном массивном блоке полированного чёрного мрамора.
По уровню исполнения и времени создания представленная
скульптура имеет художественную, культурную, историческую ценность и относится
к предметам антиквариата.
В рассматриваемой скульптуре спортсмен одет в типичную для 1920-х годов футбольную форму, дополненную перчатками и кепкой. На архивных футбольных фотографиях бросаются в глаза не только короткие шорты и свитера без логотипов на груди, но и важнейший аксессуар вратарей первой половины XX века – плоские твидовые кепки. До 1909 года кепка вратаря была строго обязательным атрибутом, поскольку в начале XX века вратарь носил ту же форму, что и остальные члены его команды. И только кепочка позволяла судье и зрителям отличать его от остальных игроков. Но и позднее этот аксессуар не был запрещён и долгие годы пользовался популярностью среди голкиперов разных стран.
Первые образы атлетов и спортсменов относятся к изобразительным традициям Древней Греции и Римской империи. С момента появления первых командных игр с мячом художники запечатлевали их в своих произведениях. Развитие образа футболиста в искусстве шло своим путем. К началу ХХ века приоритетной задачей стало изобразить динамику игры, что в эпоху зарождения культа новой игры особенным образом привлекало художников. Творцы изображали не только отдельные эпизоды футбольного матча, но и элементы футбольного инвентаря, болельщиков, футбольные стадионы.
В первые два десятилетия ХХ века в произведениях, отражающих футбольную тематику, наметился четкий отход от реалистических традиций: доказательством этому принято считать творения известных мастеров, таких как Фернан Леже и Пабло Пикассо, Жорж Брак и Роберт Делоне. Одной из самых примечательных картин этой эпохи является полотно Пабло Пикассо «Игрок в футбол». Произведение Казимира Малевича «Супрематизм. Живописный реализм футболиста» (1915 г.), стал одним из первых сюжетов в его новом цикле только что открытого супрематизма, и это не единственное его обращение к теме футбола.
Эстетические и
этические принципы изображения футбола в 1920-е годы, были связаны с понятием
гармоничного человека. Мысль, что именно футбол способен вызвать к жизни новые
способы видения и заставить художника изменить свой изобразительный язык,
делает дальнейшие изменения еще более значительными, воздействуя на привычное
функционирование художественных приемов.