Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Скульптура «БАБА-ЯГА»

Скульптура «БАБА-ЯГА»

«Нет в наличии»

Скульптура «БАБА-ЯГА». Российская Империя, 1900-е годы. Скульптор: А.Л. Обер.  Гончарная мастерская Императорского Строгановского училища. Майолика, рельеф, глазури. Размер: 30 (29,7) х 32х 26 см. На дне в тесте – клеймо Строгановских мастерских.

Артемий Лаврентьевич Обер (1843 – 1917) в частном порядке в первые годы ХХ века работал в Строгановских мастерских. (П.Н. Исаев. Керамисты Строгановской школы. Биографический словарь. – М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2009. С. 52). К этому времени и относиться и клеймо изделия «СУ».

Предмет имеет высокое художественное, коллекционное и музейное значение.  

                                   Обер А.Л. Баба-яга. 1898 г. ГРМ


Аналог скульптуры, выполненный в раскрашенном гипсе, имеется в Русском музее. Он датирован 1898 годом и может является подготовительным эскизом для перевода в керамический материал. Гипс раскрашенный. 31х33х32 см. Работа поступила в Русский музей в 1935 году от Н.Ф. Обер, вдовы скульптора, Ленинград.

С сопоставляемых предметах есть единство пластических приемов, отмечается схожая выразительность лепки. Некоторые различия в деталях пластической проработки вызваны смягчением эффекта за счет глазури. Визуальные различия также могут быть результатом авторской доработки модели при переводе в керамический материал.

Аналогичная скульптура опубликована : Каталог «Русская кераическая скульптура в творчестве художников серебряного века». Автор: Т.Л. Астраханцева. Москва. Союз Дизайн. 2014. Стр. 24.

 

ОБЕР, АРТЕМИЙ (АРТУР) ЛАВРЕНТЬЕВИЧ (1843–1917)

            

ОБЕР, АРТЕМИЙ (АРТУР) ЛАВРЕНТЬЕВИЧ (1843–1917) - русский художник, мастер скульптурной анималистики, представитель романтизма и модерна.

 Родился в Москве 10 марта 1843 в семье обрусевшего француза, управляющего Конторой императорских театров. Сперва учился на медицинском факультете Московского университета, затем посещал петербургскую Академию художеств в качестве «вольноопределяющегося» (1864–1865). Продолжил художественное образование в парижской Рисовальной школе (1865–1870), где его наставником был выдающийся скульптор-анималист А.Л.Бари. Работал в Париже в 1894–1899, отливая свои вещи в керамической мастерской Биго. Участвовал в выставках «Мира искусства». Жил преимущественно в Петербурге.

 В качестве финального материала обычно предпочитал бронзу. Выдвинулся как мастер «кабинетной» малой пластики. Наряду с изображениями животных создавал типажно-этнографические фигуры разных народностей (Туркмен на коне, Бретонка; обе работы – 1880-е годы, Третьяковская галерея). Однако уже в ряде ранних работ (Лев, пожирающий газель, 1892, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Петербург; и др.) проявил яркие задатки монументалиста, автора крупных и динамичных образов. Выступил в числе реформаторов романтической пластики, усилив в ней иррационально-стихийное начало, непосредственно переходящее в искусство модерна. Среди характерных произведений Обера – Борзая с лисицей (1881), Бык-победитель (1885), Волк (1900). Зрелыми образцами русского символизма являются его керамические композиции: блюдо с головой Горгоны, Морское чудище, блюдо с головой льва (все – 1898), а также бронзовая аллегорическая группа Бедствие (отлив начала 1890-х годов по оригиналу 1889; все – в Русском музее) – с задрапированной Смертью, несущейся на двух фантастических зверях.

 Как монументалист исполнил, в частности, фигуру коня для киевского памятника Б.М.Хмельницкому (работы М.О.Микешина; 1888) и декоративные скульптуры московского Бородинского моста, выстроенного к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 (архитектор Р.И.Клейн; 1912).

 Умер Обер в Петрограде в 1917.

 Литература: Самойлов А.Н. А.Л.Обер. – В кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина 19 в., т. 2. М., 1971