Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Скульптура «Одалиска» («Odalisque»)

Скульптура «Одалиска» («Odalisque»)

«Нет в наличии»

Скульптура «Одалиска» («Odalisque»). Франция, Париж, фабрика художественной бронзы «G.M», середина 1920-х годов.

Имеет антикварную ценность. Представляет  историко-культурное, художественное и коллекционное значение.

Скульптура «Одалиска» («Odalisque») в стиле французского Ар Деко, выполненная в хрисоэлефантинной технике. Женская фигура установлена на небольшой тонкой (пластинчатой) бронзовой подставке и высоком пирамидальном постаменте из бразильского (или алжирского) оникса, имеющего по нижнему краю отделку из латунного канта.

Изображена стоящая фигура молодой женщины в богатом восточном костюме, в мягкой шапочке с изящным венцом на голове, прикрывающей длинные волосы, заплетенные в косы и спирально уложенные на висках в прическу типа «улитка». Руки сплетены за головой и закрыты свисающей вниз большой накидкой с многочисленными тяжелыми складками и бахромой. Лицо и шея, частично ноги (ступни) - выполнены из слоновой кости, фигура — из патинированной и крашеной цветными лаками бронзы.

На бронзовой подставке, справа, сбоку имеется надпись с фамилией скульптора (автор оригинальной модели) латинским шрифтом «CHIPARUS», эксклюзивный номер отливки по производственным документам (сзади); на обороте каменной подставки, на латунном канте, проставлено экспортное производственное клеймо фирмы-производителя «FABRICATION FRANCAISE PARIS G.M» («Производство Франции Париж - Г.М»).

Бронза, латунь (нижний кант постамента), слоновая кость, камень — оникс желтовато-зеленоватого цвета с розоватыми прожилками, хрисоэлефантинная техника (сочетание бронзы и кости). Литье, резьба, полировка, холодное патинирование золотисто-коричневого цвета, лакокрасочное покрытие золотисто-зеленоватого цвета. Сборка, общая монтировка.

Хорошо известная своим сказочно-восточным обликом и не часто встречающаяся в антикварной продаже декоративная скульптура «Одалиска», выполненная в чрезвычайно эффектной, но одновременно очень капризной хрисоэлефантинной технике («волосяные» трещинки на слоновой кости), входит в число лучших камерных произведений европейского Ар Деко первой трети 20 века. Скульптура изготовлена в материале (бронза, кость, камень, хрисоэлефантинная техника} по оригинальной авторской модели знаменитого парижского скульптора и мэтра стиля Ар Деко - Деметрия Чипаруса (1886-1947/50). Творческим импульсом для создания данной интерьерной скульптуры послужили балеты «Русских сезонов» С. Дягилева (1908-1929) и впечатления от выдающейся французской живописи 19 в. (в первую очередь, известные полотна Энгра — «Большая одалиска» и «Одалиска и рабыня»), вдохновившие художника на поиск выразительного пластического образа, имеющего формы и внешний облик танцовщицы или «гаремной невольницы», и соответствующего общему представлению о идеальной красоте восточной женщины. Данная фигура одалиски наполнена пряным духом экзотики, пронизана негой и тонкой эротикой и являет собой собирательный типаж прекрасной и физически совершенной восточной женщины, сложившийся в 19 веке в западноевропейской живописи ориентального направления. В рассматриваемой хрисоэлефантинной фигуре художник воплотил свой собственный идеал женской красоты, свое индивидуальное представление о мире турецких и иранских гаремов и их прекрасных невольницах. Его «Одалиска» отличается чувственным обликом - идеальное по пропорциям телосложение и красивое, с правильными чертами удлиненно-овальное лицо, очень похожее на лики античных богинь. Скульптурная композиция имеет сложный ракурс — она построена на показе вытянутого по вертикали женского тела, с запрокинутой назад головой и заведенными под нее руками, в которых находится как бы сорванное на мгновение покрывало-накидка, обнажившее на всеобщее обозрение чудесное лицо и гибкую фигуру. Фактурно-декоративная проработка костюма одалиски создает впечатление богато расшитой тончайшей шелковой ткани, украшенной драгоценными камнями, шкурой животного (передник) и ремнями с металлическими бляхами. Не менее тщательно выточены костяные детали — лицо и шея, стопы и пальцы ног. В целом, работа «Одалиска» благодаря имеющемуся каменному постаменту из оникса выглядит достаточно монументально, созданный образ пронизан ощущением загадочности и восхищения женской красотой и одновременно отражает стремление художника к созданию яркой и театрализированной скульптуры, дорогой по материалу и техникам исполнения.

Данная скульптура отвечает художественно-стилевым особенностям «зрелого» стиля Чипаруса и парижского Ар Деко, отличается высочайшим профессионально-техническим уровнем исполнения в материале и хорошей сохранностью кости, бронзы и полированного камня. Работа имеет полную сигнатуру клейма — присутствуют фамилия автора модели (Д. Чипарус), место изготовления (Париж) и указание на страну производства (Франция), где по авторской модели скульптура была изготовлена в материале. С учетом высокого художественно-технического качества в изготовлении предмета и характера имеющегося производственного клейма следует говорить, что интерьерная скульптура «Одалиска» изготовлена по заказу, скорее всего, для вывоза за рубеж на одном из «серьезных» бронзолитейных производств Парижа (в клейме даны инициалы владельца художественного предприятия}. Время изготовления скульптуры — середина 1920-х годов. Скульптура «Одалиска» не вызывает сомнений в своей подлинности и в принадлежности к предметам французского декоративного искусства довоенного времени. В условиях современного антикварного рынка каждая «настоящая фигура», выполненная по модели прославленного Чипаруса на парижских художественных бронзолитейных предприятиях 1920-х гг.. относится к разряду наиболее дорогих предметов европейского декоративно-прикладного искусства.

ОДАЛИСТКА (франц. odalisque от турецк. и тюрск. odaliske - "прислужница") – рабыня или прислужница в турецком гареме, серале, наложница шаха. Это слово вошло в историю изобразительного искусства главным образом благодаря двум картинам живописца французского академизма Жана-Огюста-Доминика Энгра (1780-1867). В 1814 г. художник под влиянием моды на восточную экзотику и "турецкий стиль" написал "Большую одалиску", позднее в 1842 г. создал картину «Одалиска и рабыня».


     Ж.-О.-Д. Энгр. Большая одалиска. 1814. Холст, масло. Париж, Лувр.