Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Старинный графин с пробкой.
Российская Империя, начало XIX века. Завод князя Юсупова. Бесцветный хрусталь,
выдувание, резьба, шлифовка.
Высота - 21 см.
Артикул: 21-125-5. Цена по
запросу.
Николай Борисович Юсупов (1750-1831)
Г.Ф. Фюгер. Портрет
князя Н.Б. Юсупова, 1783 (фрагмент)
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Николай Борисович Юсупов - князь, действительный тайный
советник, сенатор, член Государственного совета, был фигурой весьма известной.
Меценат и коллекционер, разносторонне образованный, обладающий большим вкусом и
художественным чутьём богатый екатерининский вельможа, он более двадцати лет
провел за границей (1772-1782; середина 1780-х - 1791; 1803-1810). Учился в
Голландии, путешествовал по Германии, Португалии и Испании, бывал в Англии, в
1781-82 гг., состоя в свите графа и графини Северных (великий князь Павел
Петрович с супругой), посетил Австрию, Францию, Италию. В 1783 г. Юсупов вновь
оказался в Италии: он был послан с дипломатическим поручением в Турин, по
служебным надобностям неоднократно бывал в Риме и Неаполе вплоть до 1791 г.
Князя интересовала литература и политика, промышленное производство и
естественные науки, театр и изобразительное искусство. Путешествуя по Западной
Европе, он приобретал книги, произведения скульптуры, живописи и декоративного
искусства.
Вернувшись в Россию, в Петербург, Юсупов в период с 1792 по 1802 год
находился на государственной службе: он получил в управление Императорский
фарфоровый и стекольный заводы, а также шпалерную мануфактуру. Николай
Борисович внес весомый вклад в развитие художественной промышленности России,
особенно в части фарфорового производства.
Отдалившись от государственных дел в начале XIX столетия, совершив последнее путешествие в Европу, в 1810 году Н.Б. Юсупов переехал в Москву и приобрел подмосковное имение, село Архангельское, в 17 верстах от Москвы. Он и превратил усадьбу, её дворец в музей для избранных. В 1820-е годы Архангельское становится известным и притягательным центром светской жизни, центром искусств, который посещают не только российские императоры, знатные дворяне, политические деятели, известные поэты и публицисты, но и более широкая публика. Не случайно усадьба Юсупова попадает в разряд достопримечательностей Москвы. Ж. де Лаво в «Описании Москвы», которое выдержало два издания 1824 и 1835 г., писал, что Архангельское - «великолепная деревня», которая «собрала всё, что может придать очарования досугам вельможи» Bulletiu du Nord, Journal Scientifique et litteraire: publie a Moscou, par G. Le Cointe De Laveau. Mars, 1828. Р. 280-281. Здесь всё чудесно: и дворец, стоящий на плато, и регулярный сад, к которому прилегают оранжереи. Великолепные аллеи, прекрасный зелёный ковёр партера и множество куртин придают этому саду величественный вид, приличествующий царственному дому. Автор статьи отмечал, «насколько Архангельское богато местными природными красотами, настолько же оно замечательно выбором произведений искусства, которые содержит». Стены залов большого дома усадьбы украшали шедевры западноевропейской живописи ХVII - начала ХIХ столетий, а камины и консоли парадных апартаментов - превосходные изделия из резной кости, золоченой бронзы, цветного и хрустального стекла, фарфора, в залах располагалась великолепная скульптура от подлинных антиков до шедевров Антонио Кановы.