Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Статуэтка «Белка с грибами». СССР, Гжель, Турыгинский завод. Модель: Н.И. Бессарабова (1964 год). Фарфор, роспись, золочение.
Размер: высота - 12,5 см., основание - 8,1х4,8 см.
Аналогичная фигура опубликована в каталоге: «Советский Фарфор 1917-1919». Авторы: И. Пелинский, М. Сафонова. Издательский дом «Любимая книга». 2-е издание переработанное и дополненное. Москва, 2012 г. Стр. 433.
Аналогичная фигура опубликована в каталоге: «Советский коллекционный фарфор. Гид-каталог». Составитель: С.Н. Белоглазов. Санкт-Петербург, ООО «Арт-СПб», 2015 г., с. 146.
БЕССАРАБОВА Наталия Ивановна (1895-1981)
Наталия Ивановна Бессарабова родилась в 1895 году в Воронеже,
училась в ВХУТЕМАСе.
С 1930 году работала в Подмосковье на ныне Люберецком заводе
сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского штатным художником. В
1937-1941 годах Наталия Бессарабова — главный художник в хореографическом
театре ЦПКиО им. Горького «Остров танца», а с 1943 года — художник лаборатории
керамики и камня Научно-исследовательского института художественной
промышленности (НИИХП) РОСПРОМСОВЕТа в Москве. В задачи института входило
восстановление угасших народных промыслов, воспитание молодых кадров
(искусствоведов), разработка методических материалов, организация выставок и
прочая пропаганда народного искусства.
С 1945 года Наталия Ивановна Бессарабова совместно с искусствоведом
Александром Борисовичем Салтыковым занималась возрождением традиционных
гжельских промыслов на Турыгинском заводе художественной керамики в Гжели.
Послевоенному поколению мастеров начинать работу приходилось буквально с
нуля, оснащая мастерские и изучая материалы по библиотечным архивам.
В 1950-х годов приоритетное значение в разработках Н.И. Бессарабовой
начинают занимать анималистические сюжеты. Каждое изображение задумано автором
в соответствии с характером и повадками животных. Позы фигурок как будто взяты
из естественной среды обитания. У фигурок имеется подножие, на котором в
рельефе переданы элементы пейзажа окружающей среды. Сюда относятся: «Козленок с
гусем», «Синица», «Цыплёнок», «Утёнок», «Лайка», «Белка с грибами», «Заяц».
В 1978 году за создание высокохудожественных керамических изделий в ПО
«Гжель» Московской области удостоена Государственной премии имени И.Е. Репина.
Работы художницы находятся в коллекциях многих музеев.
Гжельский керамический завод
Гжельский керамический завод, известный сейчас как Гжельский
экспериментальный керамический завод - это одно из главных и старейших
предприятий по производству фарфоровых изделий в нашей стране. Гжель - это
всемирно признанный знак качества и образец для подражания в области фарфорового
производства с более чем 170-летней историей развития.
Прежние названия завода:
1. Гжельский керамический завод;
2. Производственное объединение Гжель;
3. Турыгинский фарфоровый завод кооперативной
артели «Художественная керамика»;
4. ЗАО «Объединение Гжель»;
5. Гжельский экспериментальный керамический завод.
История завода
История Гжельского завода берет свое начало в 1830 году. Он был основан
братьями Фартальными в селе Речицы. Этот населенный пункт был крупнейшим в
районе Гжель - колыбели керамического производства в России, области,
объединявшей в себе 27 деревень, так называемый Гжельский куст. Гжель
располагается приблизительно в 60 км от Москвы.
С момента своего основания Гжельский завод выполнял функцию ведущего
предприятия в сети фабрик и заводов, специализирующихся на производстве изделий
из фаянса, фарфора, майолики. Гжельская глина была самой качественной в России,
а гжельские керамические традиции передавались от поколения к поколению и
бережно хранились потомственными мастерами заводов.
Гжельский керамический завод демонстрировал высокое качество своих изделий
на протяжении всей истории своего развития. Гжельский экспериментальный
керамический завод «Всехудожник» был основан благодаря внушительной
производственной базе, профессионализму кадров и накопленному за много лет
опыту, довольно быстро пережив плачевные последствия советской экспроприации.
Официально датой его основания является 1929 год, хотя еще в начале 20-х годов
на нем располагалась учебная база для студентов ВХУТЕМАСа. Учащиеся не только
проходили здесь производственную практику и набивали руку. Ими создавались даже
изделия для экспорта - как на дореволюционную тематику (например, «Богатыри» Б.
Ланге), так и в духе новой советской эпохи.
Помимо этого, в 1925-1926 годах на заводе располагалась Гжельская
керамическая школа, которая выпускала мастеров различной специализации. Одним
из известнейших преподавателей этой школы был Г.В. Монахов, который в
дальнейшем стал ведущим мастером новообразованного предприятия. Его визитной
карточкой являлись вазы, покрытые кристаллическими и потечными глазурями,
которые позволяли достигать невероятных художественных эффектов.
В 1930-е годы завод вернул свою роль главного предприятия по производству
фарфоровых изделий: на него была возложена задача по разработке новых традиций
в создании архитектурных декоративных элементов, скульптуры и прочих изделий
для Дворца Советов, а также возрождению древнейших традиций керамического
искусства в России. Ключевую роль в этом процессе сыграл уже
упомянутый Г.В. Монахов, а также А.Б. Салтыков, талантливейший
искусствовед и ученый в области керамического производства. Благодаря им на
заводе было запущено производство керамики с кристаллическими глазурями и
освоена техника восстановительного обжига.
Что касается производства изделий из майолики, то в 1930-е годы за ориентир
брались уже не гжельские технологии, а методики, заимствованные у
Строгановского училища и Абрамцевской мастерской.
Салтыкову удалось совместить воедино традиционные формы старинного
гжельского производства, народные мотивы и использование многоцветной глазури,
благодаря чему керамическое искусство получило новое звучание. Со временем оно
развилось в самостоятельное направление, не менее популярное и востребованное,
чем и старое гжельское искусство.
Говоря об истории Гжельского керамического завода, нельзя не упомянуть и
таких личностей, как Н.И. Бессарабова (автор вазы «Балкончик», скульптуры
«Балкончик», «Голубь»), А.Г. Сотников.
Впрочем, завод быстро превратился в центр сосредоточения талантливых
художников и мастеров. В период 1970-1980-х гг. здесь работало большинство
самых известных советских керамистов. Этот период ознаменовался запуском
серийной авторской керамики - продукции, выпускаемой небольшими тиражами, в
основе которой лежали народные промыслы, гончарство. Майолика этого периода
была представлена преимущественно сюжетами из сельской жизни, зарисовками
природы. В ней доминировали натуральные оттенки коричневого, бежевого, черного,
болотного, сочетающиеся с зеленым, синим, голубым, розовым цветами.
1990-е годы стали новой вехой развития предприятия. Завод приспособился под
изменившиеся экономические условия и, получив большую свободу по части
формирования ассортимента, уловил тягу народа к традиционным изделиям. На заводе
появилась собственная художественная лаборатория, сформированная из
специалистов, закончивших Гжельский колледж и Абрамцевское
художественно-промышленное училище.
Гжельский колледж в своих учебных программах ориентировался в первую
очередь на традиции в керамическом искусстве. Его выпускники - Н.В. Чекнева
(главный художник), О. Иванова, Н. Масловец, А. Крумплевская, Л. Данилкина, А.
Семышева, М. Ескина и др. - начали в 1990-е годы активно внедрять в
производство подзабытые технологии гжельской майолики периода XIX века. Так, в
ассортименте продукции завода стали появляться изразцы, кашпо, вазы в духе
античности, имитации под бронзу, мрамор и прочие материалы. Таким образом, в
1990-е годы новая художественная техника, сформировавшаяся в 1930-е годы, стала
развиваться параллельно с традиционным гжельским искусством.
И сегодня на предприятии продолжают трудиться представители династий
потомственных мастеров - Монаховых, Данилкиных, Чекневых, Бызыкиных, Чухляевых,
Панфиловых-Жадин, Бученковых. В общей сложности в штате завода работает около
150 человек.
Ассортимент продукции современного Гжельского экспериментального
керамического завода весьма внушителен. Это и декоративно-прикладные изделия из
керамики, и предметы утилитарного назначения, и сувениры, и подарки, и элементы
декора интерьера, и церковная атрибутика. Изделия завода есть практически в
каждом доме. Верность традициям вкупе с большой долей ручного труда,
профессионализм мастеров и выгодное месторасположение завода - все это
позволяет считать его центром традиционного керамического искусства в России.