Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Судейкин Сергей Юрьевич (1882-1946) «Танец козлоногих», середина 1910-х годов. Бумага верже на картоне, гуашь, темпера, уголь, восковой карандаш, красная тушь, кисть. Размер: 48,8х41 см. Слева внизу кистью подпись и авторская надпись: С.Судейкинъ "Пробуждение Пана". Балетъ Костюмы козлоногих.
В данном произведении присутствуют специфические приемы разработки формы, отличающие стиль С.Судейкина середины 1910-х годов. Состав и сочетание использованных художественных материалов также типичны для практики художника этого времени. Подпись и надпись авторские. Авторство подтверждено.
"Танец козлоногих" изображает танцующую пару в театральных костюмах. Произведение сочетает в себе признаки эскиза театрального костюма и "театрализованного портрета". Это особый жанр, родившийся в среде художественной богемы, которая объединялась в 1910-е годы вокруг петербургских артистических кабаре "Бродячая собака" и "Привал комедиантов". Посетители здесь были участниками театрализованных вечеров и маскарадов. Одной из центральных фигур в этом кругу была жена С.Судейкина - талантливая актриса и художница О.Глебова-Судейкина. Особый успех ей принесла роль Козлоногой в балете на музыку И.Саца "Пляс козлоногих" ("Козлоногие") в оформлении С.Судейкина. В этом облике ее запечатлела А.Ахматова в "Поэме без героя", где образ Козлоногой трактуется как своеобразный символ беззаботной богемной жизни предвоенного Петербурга. В середине 1910-х балет "Пляс козлоногих" был дважды поставлен в оформлении С.Судейкина в Петербургском театре миниатюр и для гастрольного турне труппы Мариинского театра. Кроме того, О.Глебова-Судейкина выступала в этом костюме в артистических кабаре. На этом основании "Танец козлоногих" датируется серединой 1910-х годов.
Произведение имеет музейное значение.
СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич 1882 (Санкт-Петербург) —1946 (Нью-Йорк)
Судейкин Сергей Юрьевич -живописец, график, сценограф.
Родился в семье жандармского полковника. В 1897 поступил в
МУЖВиЗ, учился у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака, А. С.
Степанова, А. М. Васнецова. В 1902 вместе с М. Ф. Ларионовым и А. В. Фонвизиным
отчислен из Училища на год за показ на ученической выставке работ интимного содержания
в манере, «не входившей в учебную программу». В 1903 продолжил обучение в
мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. За рисунок и живопись награжден двумя
серебряными медалями. В 1909 выпустился со званием неклассного художника. В том
же году продолжил обучение в Высшем художественном училище живописи, скульптуры
и архитектуры при петербургской Академии художеств — в мастерской Д. Н.
Кардовского.
Работать, причем в самых разнообразных сферах, а также
участвовать в выставочной деятельности Судейкин начал рано. В 1904 вместе с
соучениками по МУЖВиЗ устроил в Саратове выставку «Алая роза». Был одним из
организаторов символистского объединения «Голубая роза», единственная выставка
которого состоялась в 1907 в Москве. В 1904–1910 участвовал в выставках Московского
товарищества художников и Союза русских художников. В 1908 экспонировал свои
работы на авангардной выставке «Венок — Стефанос», устроенной Ларионовым и Д.
Д. Бурлюком. В 1911 стал одним из учредителей возрожденного «Мира искусства».
В 1902–1903 участвовал в оформлении спектаклей в оперной
антрепризе С. И. Мамонтова в саду «Эрмитаж». С 1905 сотрудничал с В. Э.
Мейерхольдом в театре-судии на Поварской улице в Москве, с 1906 делал работы
для Театра В. Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, в 1910–1911 работал в
театре-клубе «Дом интермедий», в 1912–1917 — в литературно-артистических кабаре
«Бродячая собака» и «Привал комедиантов». Выполнил росписи в театре-студии на
Поварской, кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». Оформлял спектакли
Малого оперного театра в Санкт-Петербурге, Московского Камерного театра, Нового
драматического театра в Москве. В 1912–1913 был привлечен С. П. Дягилевым к
исполнению декораций по эскизам Л. С. Бакста и Н. К. Рериха к балетным
спектаклям Русских сезонов в Париже.
Много и плодотворно работал в книжной и журнальной графике.
Судейкин иллюстрировал драму М. Метерлинка «Смерть Тентажиля» (1903), книги М.
А. Кузьмина «Куранты любви» (1912), «Осенние озера» (1912), «Венецианские
безумцы» (1915). Сотрудничал в журналах «Весы» (1904–1909), «Аполлон» (1910),
«Сатирикон» и «Новый Сатирикон».
В 1917 уехал в Крым, где занимался учетом ценностей
национализированного Воронцовского дворца, затем жил в Новороссийске. В 1919
переехал в Тифлис. Совместно с Л. Гудиашвили и Д. Какабадзе оформил
литературно-художественное кафе «Химериони», выполнил афишу и двенадцать
панно-ширм для вечера поэта-футуриста В. В. Каменского. Исполнил росписи
домашнего театра Тумановых.
В 1920 эмигрировал в Париж. Работал для театра «Летучая мышь»
Н. Ф. Балиева, оформил два спектакля для труппы Анны Павловой. В 1922 вместе в
труппой Балиева прибыл на гастроли в США и обосновался в Нью-Йорке. Вместе с
композитором С. Корона организовал кабаре «Подвал падших ангелов». В 1924–1931
много работал для Метрополитен-опера, оформив спектакли «Петрушка» (1924),
«Соловей» (1925), «Волшебная флейта» (1926), «Свадебка» (1929), «Садко» (1929),
«Летучий голландец» (1930), Сорочинская ярмарка» (1931) и другие. В 1939–1940
оформлял балетные спектакли лондонского театра Ковент-Гарден. Сотрудничал с
балетмейстерами Д. Баланчиным, В. Ф. Нижинским, М. М. Фокиным.
В 1934–1935 в Голливуде работал над постановкой фильма
«Воскресение» по роману Л. Н. Толстого.
Последние годы жизни тяжело болел; похоронен на Бруклинском
кладбище.
Персональные выставки Судейкина состоялись в Институте
искусств Чикаго (1927–1928), в институте Карнеги в Питтсбурге (1929), Публичной
библиотеке в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1933). В литературе также
встречаются упоминания о выставках художника в 1934–1939 в частных галереях
Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Мемориальная ретроспектива работ художника прошла в
1964 в Нью-Йорке.
От ранних символистских работ 1900-х Судейкин в 1910-х ушел
в сторону более примитивистской, стилизаторской концепции живописи и
оформления, опирающейся на традиции русского лубка, вывески, расписной игрушки.
Его произведения этого времени снискали необычайную популярность у
петербургской и московской публики и создали Судейкину репутацию «модного»
художника. В эмиграции был известен прежде всего как театральный декоратор, но
продолжал заниматься станковой живописью. В поздних работах Судейкина
мирискуснический ретроспективизм сочетался с приемами кубизма, футуризма и
экспрессионизма.
Произведения художника находятся в собраниях крупнейших
отечественных и зарубежных музеев: Государственной Третьяковской галерее и ГМИИ
им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Русском музее, Бруклинском музее в
Нью-Йорке и других.