Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Лоток "С ежевикой". РСФСР, 1941-1946 годы. Конаковский завод им. Калинина (Конаково). Фаянс, рельеф, роспись.
Размер: длина - 34,5 см.; ширина - 21,5 см.; высота - 5,5 см.
Аналогичная сухарница с названием «С малиной», (фаянс, рельеф, подглазурная роспись, номер в тесте 2189, В – 4, Д – 35. Форма № 1207. Выпускалась на Тверской фабрике Матвея Сидоровича Кузнецова. Без марки.) опубликована в книге «Фарфор и фаянс частных заводов России. От обыденного предмета до коллекционного раритета». Автор: Ирина Красильникова. Ярославль: ООО «Издательско-полиграфический комплекс «Индиго», 2015.-С. 147.
Завод Ауэрбаха в селе Кузнецово
Конаковский фаянсовый завод был основан в 1809 году Ф.Х. Бриннером в селе Кузнецово Тверской губернии (ныне г. Конаково Тверской области). С первых дней существования завод славился высококачественной продукцией. Вскоре его выкупил аптекарь А.Я. Ауэрбах (1796-1846). Фабрика стала получать заказы императорской фамилии. После смерти А.Я. Ауэрбаха, владеть заводом стали его наследники. В 1870 году завод был выкуплен предпринимателем и заводчиком Матвеем Кузнецовым, который также занимался фарфоровым производством. В 1889 году вошел в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. В 1918 году фабрика была национализирована, но выпуск продукции, разработанной мастерами фаянса во времена владения ей М.С. Кузнецовым, не прекратился. 8 сентября 1923 года заводу присваивается имя М.И. Калинина, а в 1929 году село Кузнецово (наименованное так в силу развитого кузнечного дела в селе) переименовывают в Конаково.
Расцвет советской Конаковской фабрики
Заводская проходная ЗИК
Художественная лаборатория вновь развернула активную
деятельность лишь по окончанию Второй мировой войны, в конце 40-х годов. В это
время работали Т.З. Подрябинников, Г.Я. Альтерман, З.Г. Филянская, М.П.
Холодная, Е.М. Гуревич, Н.А. Литвиненко, Й.В. Васильев, А.Й. Хихеева, И.Ф.
Апостолов. Неоднократно выполняли отдельные работы И.Г. Фрих-Хар и С.М. Орлов,
П.М. Кожин и М.А. Левина и другие. Лишь в середине 50-х годов, после внедрения
столового сервиза 6-го фасона, который создала В.Г. Филянская, практически
полностью были заменены «кузнецовские» модели и росписи посуды.
В эти же годы замечательные росписи для сервизов и для
майоликовых изделий создал выдающийся художник и керамик Г.Я. Альтерман.
Произведённые им чайно-кофейный сервиз «Шиповник» и прибор для завтрака
«Пламенеющий» были отмечены серебряной медалью Брюссельской Всемирной выставки
1958. В.Г. Филянская создала серию прекрасных оригинальных по форме и росписи
изделий. «Кофейный сервиз в коричневой поливе», декоративные блюда «Удод» и
«Голубь», «Набор посуды для воды» удостоены Золотой медали на Брюссельской
выставке. Большую творческую работу проводила Е.М. Гуревич. Её скульптурные
композиции «Дон Кихот и Санчо Пансо», «Восточная сказка» скульптура «Козленок»
на брюссельской выставке заслужили серебряную медаль. Золотую медаль в Брюсселе
получил созданный на заводе художницей М.А. Левиной Прибор для фруктов «Пламя».
Бронзовой медалью награждена ваза «Москва» О.В. Малышевой. Интересные изделия
вышли из-под кисти и стеки Н.А. Литвиненко, которая создала оригинальные
специализированные наборы посуды. Основными оформителями посуды в 50-х годах
были художники А.И. Хихеева, И.В. Васильев, И.Ф. Апостолов, пришедшие в конце
периода «молодые» художники Г.Г. Вебер, В.П. Шинкаренко. Чистотой и силой
цвета, оригинальностью форм отличались работы О.П. Гагнидзе. Его вазы, набор
посуды для фруктов, созданные в содружестве с художником Н.С. Гавриловым,
сухарница «Солнце» и другие изделия долгое время выпускались майоликовым цехом.
Талантливые работы вышли из-под стеки скульптора В.А. Сергеева, Например, его
озорной «Жирафенок» в росписи Ф.Н. Крохиной выпускался более двух десятилетий и
известен далеко за пределами нашей страны. Художник Н.А. Коковихин разработал в
этот период оригинальные рисунки для надглазурной печати, новые формы
салатников, набор посуды для пива и другие изделия. Разнообразные рисунки для
живописи, печати, аэрографа выполнили талантливые художники, вышедшие из
народных масс, бывшие живописцы братья В.Г. Беляковы и их однофамилец Е.
Беляков.
В шестидесятые годы продолжался повышаться художественный
уровень Конаковского фаянса. Достаточно сказать, что работы молодых художников
и «ветеранов» в первой половине 60-х годов были отмечены 2-мя золотыми, 5-ю
серебряными и 10-ю бронзовыми медалями. В 1962 году статуэтка «Мамонт»,
выполненная Г.Б. Садиковым в технике матовых глазурей, на II Международной
выставке Керамики в Праге была отмечена серебряной медалью.
Трудности Конаковский фаянсовый завод начал испытывать практически сразу после перехода к рыночным отношениям. Пройдя процедуру банкротства, легендарное предприятие прекратило свое существование незадолго до своего двухсотлетия.