Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Сухарница "С ежевикой"

Сухарница "С ежевикой"

«Нет в наличии»

Лоток "С ежевикой". РСФСР, 1941-1946 годы. Конаковский завод им. Калинина (Конаково). Фаянс, рельеф, роспись.

Размер: длина - 34,5 см.; ширина - 21,5 см.; высота - 5,5 см.

Аналогичная сухарница с названием «С малиной», (фаянс, рельеф, подглазурная роспись, номер в тесте 2189, В – 4, Д – 35. Форма № 1207. Выпускалась на Тверской фабрике Матвея Сидоровича Кузнецова. Без марки.) опубликована в книге «Фарфор и фаянс частных заводов России. От обыденного предмета до коллекционного раритета». Автор: Ирина Красильникова. Ярославль: ООО «Издательско-полиграфический комплекс «Индиго», 2015.-С. 147.

   

                             

                                    Конаковский фаянсовый завод 

  

Завод Ауэрбаха в селе Кузнецово

Конаковский фаянсовый завод был основан в 1809 году Ф.Х. Бриннером в селе Кузнецово Тверской губернии (ныне г. Конаково Тверской области). С первых дней существования завод славился высококачественной продукцией. Вскоре его выкупил аптекарь А.Я. Ауэрбах (1796-1846). Фабрика стала получать заказы императорской фамилии. После смерти А.Я. Ауэрбаха, владеть заводом стали его наследники. В 1870 году завод был выкуплен предпринимателем и заводчиком Матвеем Кузнецовым, который также занимался фарфоровым производством. В 1889 году вошел в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. В 1918 году фабрика была национализирована, но выпуск продукции, разработанной мастерами фаянса во времена владения ей М.С. Кузнецовым, не прекратился. 8 сентября 1923 года заводу присваивается имя М.И. Калинина, а в 1929 году село Кузнецово (наименованное так в силу развитого кузнечного дела в селе) переименовывают в Конаково.

Расцвет советской Конаковской фабрики


Заводская проходная ЗИК

Художественная лаборатория вновь развернула активную деятельность лишь по окончанию Второй мировой войны, в конце 40-х годов. В это время работали Т.З. Подрябинников, Г.Я. Альтерман, З.Г. Филянская, М.П. Холодная, Е.М. Гуревич, Н.А. Литвиненко, Й.В. Васильев, А.Й. Хихеева, И.Ф. Апостолов. Неоднократно выполняли отдельные работы И.Г. Фрих-Хар и С.М. Орлов, П.М. Кожин и М.А. Левина и другие. Лишь в середине 50-х годов, после внедрения столового сервиза 6-го фасона, который создала В.Г. Филянская, практически полностью были заменены «кузнецовские» модели и росписи посуды.

В эти же годы замечательные росписи для сервизов и для майоликовых изделий создал выдающийся художник и керамик Г.Я. Альтерман. Произведённые им чайно-кофейный сервиз «Шиповник» и прибор для завтрака «Пламенеющий» были отмечены серебряной медалью Брюссельской Всемирной выставки 1958. В.Г. Филянская создала серию прекрасных оригинальных по форме и росписи изделий. «Кофейный сервиз в коричневой поливе», декоративные блюда «Удод» и «Голубь», «Набор посуды для воды» удостоены Золотой медали на Брюссельской выставке. Большую творческую работу проводила Е.М. Гуревич. Её скульптурные композиции «Дон Кихот и Санчо Пансо», «Восточная сказка» скульптура «Козленок» на брюссельской выставке заслужили серебряную медаль. Золотую медаль в Брюсселе получил созданный на заводе художницей М.А. Левиной Прибор для фруктов «Пламя». Бронзовой медалью награждена ваза «Москва» О.В. Малышевой. Интересные изделия вышли из-под кисти и стеки Н.А. Литвиненко, которая создала оригинальные специализированные наборы посуды. Основными оформителями посуды в 50-х годах были художники А.И. Хихеева, И.В. Васильев, И.Ф. Апостолов, пришедшие в конце периода «молодые» художники Г.Г. Вебер, В.П. Шинкаренко. Чистотой и силой цвета, оригинальностью форм отличались работы О.П. Гагнидзе. Его вазы, набор посуды для фруктов, созданные в содружестве с художником Н.С. Гавриловым, сухарница «Солнце» и другие изделия долгое время выпускались майоликовым цехом. Талантливые работы вышли из-под стеки скульптора В.А. Сергеева, Например, его озорной «Жирафенок» в росписи Ф.Н. Крохиной выпускался более двух десятилетий и известен далеко за пределами нашей страны. Художник Н.А. Коковихин разработал в этот период оригинальные рисунки для надглазурной печати, новые формы салатников, набор посуды для пива и другие изделия. Разнообразные рисунки для живописи, печати, аэрографа выполнили талантливые художники, вышедшие из народных масс, бывшие живописцы братья В.Г. Беляковы и их однофамилец Е. Беляков.

В шестидесятые годы продолжался повышаться художественный уровень Конаковского фаянса. Достаточно сказать, что работы молодых художников и «ветеранов» в первой половине 60-х годов были отмечены 2-мя золотыми, 5-ю серебряными и 10-ю бронзовыми медалями. В 1962 году статуэтка «Мамонт», выполненная Г.Б. Садиковым в технике матовых глазурей, на II Международной выставке Керамики в Праге была отмечена серебряной медалью.

Трудности Конаковский фаянсовый завод начал испытывать практически сразу после перехода к рыночным отношениям. Пройдя процедуру банкротства, легендарное предприятие прекратило свое существование незадолго до своего двухсотлетия.