Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Ваза. Российская Империя, Императорский фарфоровый завод, 1907 год. Фарфор, подглазурная роспись.
Высота - 48,0 см. Диаметр горла - 22,0 см.
Марка зеленая (хром) подглазурная «Н-ІІ под короной» с указанием года «1907».
Ваза является ярким, характерным для начала ХХ столетия фарфоровым изделием с подглазурной росписью. Как известно, до середины 1880-х годов единственной подглазурной краской на европейских заводах, включая Россию, был кобальт. Расширение цветовой гаммы подглазурных красок связано с именем датского художника Арнольда Крога (1856-1931), пришедшего на знаменитую Копенгагенскую королевскую мануфактуру в 1885 году в качестве художественного руководителя. Его первые опыты были связаны с поисками новых возможностей кобальтовой краски. Арнольд Крог сумел добиться богатой гаммы оттенков синего цвета, позволяющей достичь высокого совершенства тональной живописи на фарфоре. В дальнейшем палитра красок высокого огня на копенгагенском заводе обогатилась, появились матовый зелёный, бледный красный, серо-коричневый цвета, причём шкала этих цветов имела богатую градацию.
Новые принципы декорировки, созданные Датскими керамистами, были подхвачены другими европейскими заводами, и подглазурная роспись стала одним из основных направлений в европейском фарфоре рубежа ХІХ-ХХ веков. Императорский фарфоровый завод был среди первых предприятий, последовавших примеру Копенгагенского. Уже в 1892-1894 годах под руководством Датских художников новое производство было налажено.
Первоначально в арсенале русских художников было всего три подглазурных краски: синяя (кобальтовая), зелёная (хромовая) и серо - оранжевая (золотая). В 1903-1904 годах, благодаря опытам Н.Н. Качалова, к ним прибавились чёрная, красно-кирпичная и розовая сразу расширившие красочную палитру художников.
Распространение в производстве ИФЗ техники подглазурной росписи потребовало кардинальной смены существовавших форм на смену сложно-фигурным с расчленённым объёмом вазам пришли «природные», гладкие, обтекаемые формы, служившие хорошим фоном для подглазурной живописи. Основным мотивом живописи становится пейзаж, передающий состояние природы в различное время года. Одним из наиболее ярких мастеров пейзажной живописи был художник Г.Д. Зимин.
В 1905-1907 годах в характере подглазурной росписи происходят существенные изменения, и особенно частыми становятся изображения цветов, птиц или рыб. Причём, как правило, выбирается какой-либо один цветок, одна птица или рыба. Их размеры умышленно утрируются, а изображение укрупняется и выступает на первый план. В такой манере писали художники Е. Кордес, М. Рафаэль и А. Зонне. Позднее к ним присоединилась З. Кобылецкая.
Всё выше сказанное в полной мере относится к этой вазе Она, бесспорно, представляет историко- художественный, коллекционный и музейный интерес.