Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Ваза с крышкой с портретом императора Петра I и императрицы Екатерины II. Российская Империя, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод, период императора Александра ІІІ. Начало 1880-х годов (около 1882 г.?). По модели (или под руководством Августа Карловича Шписа).
Марок нет; на нижнем «срезе» рельефного профиля Екатерины II, в тесте, факсимильная подпись автора модели «А. Шписъ».
Бисквит, рельеф.
Размеры: высота с крышкой - 47,7 см.; высота - 37,0 см.; диаметр горла - 13,8 см.; диаметр основания - 14,0 см.
Имеется экспертиза Государственного исторического музея (ГИМ).
Ваза с крышкой, в форме амфоры, с овоидным туловом с двумя ручками в виде козлиных маскаронов, с рельефным дубовым венком, перевитым лентами, по верхней части тулова и овальными медальонами с рельефными профильными портретами императора Петра I и императрицы Екатерины II помещенными с двух сторон тулова. Нижняя часть тулова вазы («гузка») декорирована рельефным поясом из листьев аканта, на плечиках вазы рельефный орнамент из стилизованных листьев. Ножка высокая, расширяющаяся книзу, с круглым основанием, с рельефным дубовым венком, перевитым лентами, у верхнего края и с рельефным орнаментом из стилизованных листьев у нижнего. Крышка высокая, в форме колокола, со скульптурным навершием «шишкой» (в виде стилизованной грозди винограда в листьях) и с рельефным орнаментом из листьев аканта вокруг навершия.
Аналогичная ваза опубликована в первом фундаментальном труде
по истории Императорского фарфорового завода, где датирована периодом
императора Александра ІІІ (Императорский фарфоровый завод. 1744-1904.Сост.:
Н.Б. Вольф. С.А. Розанов, Н.М. Спилиоти, А.Н. Бенуа. СПб., 1907, рис. 391,
c. 261). Кроме этого, аналогичная ваза хранится в коллекции Государственного
музея-заповедника «Петергоф». Экземпляр Петергофа так же не имеет марки. Ваза
атрибутирована 1881-1894 годами и опубликована в каталоге одной из выставок
Петергофа (Каталог выставки: La
porcellane Imperiali Russe dal 1744 al 1917. Peterhof, San Pietroburgo.
Catalogo mostra.
Consulenza Scientifica: N.Vernova,
V.Znamenov, T.Nosovic. Faenza, 1993, cat. 401, p. 94-95).
Цвет и фактура бисквита, пластика рельефного лиственного венка, очень характерная для ИФЗ и появившаяся на вазах позднего периода Александра II, характер формовки дна ножки вазы, способ соединения тулова и ножки, характерный многочисленный брак в виде мелких «горновых» трещин на рельефных деталях, все эти признаки вместе не дают оснований сомневаться в подлинности вазы и ее принадлежности производству Императорского фарфорового завода рубежа периодов Александра ІІ и Александра ІІ, то есть началу 1880-х годов.
Эта ваза повторяет формы ваз, характерных для классицизма
XVIII века, а в России для эпохи императрицы Екатерины II. Изготовление декоративных ваз в
классицистическом стиле становится характерным для Императорского фарфорового
завода в конце 1870-х-1880-х годах, о чем свидетельствует целый ряд аналогий, в
частности, опубликованных в первой истории Императорского фарфорового завода,
изданной в 1907 году. Изготовлена по модели, созданной под руководством
бессменного модельмейстера завода, Августа Карловича Шписа, возглавлявшего
скульптурную мастерскую завода на протяжении без малого 50 лет (с 1853 по 1897 год). Судя по факсимильной
подписи, которыми снабжены и многие другие скульптурные модели ИФЗ второй
половины XIX века, профильные барельефные портреты, украшающие вазу, сделаны
непосредственно по модели А.К. Шписа.
Относительно датировки и возможного повода для создания вазы
с парным портретом императора Петра I и императрицы Екатерины II, можно высказать следующие предположения. Во-первых, нам
известны другие образцы фарфора эпохи историзма (с начала 1860-х годов), в
частности, серия блюд Венской королевской фарфоровой мануфактуры, где помещены
парные портреты Екатерины ІІ и Петра І. Венские вещи, очевидно, выполнены по
русскому заказу. Первые подобные вещи могли быть выпущены в 1862 году, когда
отмечалось 1000-летие России и 100-летие восшествия на престол Екатерины II. Портреты Петра І в
росписях и портретных бюстах были выпущены Императорским фарфоровым заводом в
1872 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Петра Великого
(1672-1725). В 1882 году также был повод вспомнить о Петре I в связи с 200-летием восшествия на
престол первого российского императора. Изготовление вазы с портретами великого
российского императора и императрицы могли быть выпущены также в связи с
предстоящей коронацией императора Александра III, состоявшейся в мае 1883 года.
Таким образом, если доверять датировке вазы, сделанной в издании 1907 года, и
считать, что она относится к периоду Александра III, то самой вероятной датой
ее создания будет время около 1882 года.
Ваза с парным портретом Петра Великого и Екатерины II,
которую также в отдельные периоды российской истории именовали Великой,
является характерным образцом декоративно-прикладного искусства эпохи историзма
в его официальном, имперском варианте, в исполнении Императорского фарфорового
завода.
Ваза с крышкой с портретом императора Петра I и императрицы Екатерины II производства Императорского фарфорового завода около 1882 года, по модели, выполненной под руководством скульптора А.К. Шписа, представляет художественную и историческую ценность, имеет музейное значение.
Биографическая справка:
Шпис Август Карлович (1817-1904). Скульптор. Родился в Штральзунде, окончил Берлинскую академию художеств, в 1846 г. приглашен в Петербург для участия в отделке после пожара залов Зимнего дворца. 1 мая 1849 г. поступил скульптором на Императорский фарфоровый завод, в 1853 г. назначен модельмейстером. А.К. Шпис проработал на заводе до 1897 года и был автором большинства скульптурных моделей, исполненных на заводе за почти полувековой период его деятельности. Среди его моделей реплики и повторения майсенских аллегорий времен года, пастушек, амуров и садовников, скульптуры собственной композиции сатиры, вакханки, жанровые группы. <...> Модели Шписа имеются во всех значительных собраниях русского фарфора. За службу он был награжден орденами, серебряными и золотыми медалями. (Т.В. Кудрявцева. Русский императорский фарфор. Санкт-Петербург, 2003. С. 266).