Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Ваза «Синие цветы»

Ваза «Синие цветы»

«Нет в наличии»

Ваза «Синие цветы». Ваза «Синие цветы». СССР, 1940-е годы. Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). Автор формы «Малая Китайская»: С.Е. Яковлева. На основании — марка по черепку: «Промстройматериалы завод им. Ломоносова Ленинград СССР». Фарфор, надглазурная роспись, позолота.

Высота — 14,5 см.

ЯКОВЛЕВА Серафима Евгеньевна (1910-1993)


Создательница формы «Тюльпан» - Серафима Евгеньевна Яковлева, знаменитый советский художник-фарфорист, скульптор ЛФЗ.

Заслуженный художник РСФСР

Серафима Евгеньевна родилась 15 августа 1910 года в деревне Капузово Новгородской губернии. В 1927 году поступила на керамическое отделение Ленинградского художественно-промышленного техникума, которое закончила в 1931 году по специальности «художник-проектировщик».

В 1931-1935 годах Серафима Евгеньевна занимала должность художника по разработке стандартов по стеклу и фарфору в тресте «Техстройстеклофарфор», а с 1935 по 1986 годы работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова, где за пятьдесят с лишним лет работы ею было создано около 100 новых форм сервизов, ваз и других предметов из фарфора, многие из которых вошли в сокровищницу декоративно-прикладного искусства и получили широкое признание.

В предвоенный период С.Е. Яковлева исполнила для массового производства сервизы «Лотос» (1937) и «Прямой» (1940-1941). Разработанная ею в 1936 году форма «Тюльпан», получившая наибольшую известность в росписи «Кобальтовая сетка» (автор - А.А. Яцкевич, 1946), стала одной из самых популярных. Яковлевой принадлежит и создание первых в истории советского фарфора ваз, разработанных на основе древнекитайских образцов из коллекции Государственного Эрмитажа и получивших название «китайские». Они выпускаются до сих пор в росписях разных художников.

Наибольший отклик в творчестве скульптора находили скруглённые формы. Серафима Евгеньевна отмечала: «Сфера, округлость – это самая природная форма. Округла земля, солнце мы представляем себе в виде шара, все фрукты – это фигуры вращения. Всё, что связано с округлой формой, мне очень близко. Это какие-то природные ощущения». По словам автора, в подобных произведениях она отталкивалась «от старой русской традиции, от придания фарфору природных, естественных форм».

После Великой Отечественной войны Серафима Евгеньевна занималась разработкой новых форм сервизов («Репка», 1947-1948; «Весенний», 1949; «Восточный», 1956; «Классическая», 1968), отдельных предметов (ваз, кружек, бокалов, кубков, графинов, тарелок, штофов, кашпо). Многие из них были внедрены в массовое производство.

Произведения С.Е. Яковлевой экспонировались на отечественных и зарубежных выставках и неоднократно удостаивались дипломов и медалей. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе за сервизы «Тюльпан», «Весенний» и «Восточный» художник была награждена золотой медалью и почётным дипломом, а в 1962 году её сервиз «Москва» получил серебряную медаль на Международной выставке керамики в Праге. Наследие Яковлевой, насчитывающее более 100 разнообразных форм, остаётся востребованным и по сей день, а многие художники Императорского фарфорового завода продолжают исполнять росписи на разработанных ею формах.