Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Ваза «Синие цветы». Ваза «Синие цветы». СССР, 1940-е годы. Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). Автор формы «Малая Китайская»: С.Е. Яковлева. На основании — марка по черепку: «Промстройматериалы завод им. Ломоносова Ленинград СССР». Фарфор, надглазурная роспись, позолота.
Высота — 14,5 см.
ЯКОВЛЕВА Серафима Евгеньевна (1910-1993)
Создательница формы «Тюльпан» - Серафима Евгеньевна Яковлева,
знаменитый советский художник-фарфорист, скульптор ЛФЗ.
Заслуженный художник РСФСР
Серафима Евгеньевна родилась 15 августа 1910 года в деревне
Капузово Новгородской губернии. В 1927 году поступила на керамическое отделение
Ленинградского художественно-промышленного техникума, которое закончила в 1931
году по специальности «художник-проектировщик».
В 1931-1935 годах Серафима Евгеньевна занимала должность
художника по разработке стандартов по стеклу и фарфору в тресте
«Техстройстеклофарфор», а с 1935 по 1986 годы работала на Ленинградском
фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова, где за пятьдесят с лишним лет работы ею
было создано около 100 новых форм сервизов, ваз и других предметов из фарфора,
многие из которых вошли в сокровищницу декоративно-прикладного искусства и
получили широкое признание.
В предвоенный период С.Е. Яковлева исполнила для массового
производства сервизы «Лотос» (1937) и «Прямой» (1940-1941). Разработанная ею в
1936 году форма «Тюльпан», получившая наибольшую известность в росписи
«Кобальтовая сетка» (автор - А.А. Яцкевич, 1946), стала одной из самых
популярных. Яковлевой принадлежит и создание первых в истории советского
фарфора ваз, разработанных на основе древнекитайских образцов из коллекции
Государственного Эрмитажа и получивших название «китайские». Они выпускаются до
сих пор в росписях разных художников.
Наибольший отклик в творчестве скульптора находили
скруглённые формы. Серафима Евгеньевна отмечала: «Сфера, округлость – это самая
природная форма. Округла земля, солнце мы представляем себе в виде шара, все
фрукты – это фигуры вращения. Всё, что связано с округлой формой, мне очень
близко. Это какие-то природные ощущения». По словам автора, в подобных
произведениях она отталкивалась «от старой русской традиции, от придания
фарфору природных, естественных форм».
После Великой Отечественной войны Серафима Евгеньевна
занималась разработкой новых форм сервизов («Репка», 1947-1948; «Весенний»,
1949; «Восточный», 1956; «Классическая», 1968), отдельных предметов (ваз,
кружек, бокалов, кубков, графинов, тарелок, штофов, кашпо). Многие из них были
внедрены в массовое производство.
Произведения С.Е. Яковлевой экспонировались на отечественных
и зарубежных выставках и неоднократно удостаивались дипломов и медалей. В 1958
году на Всемирной выставке в Брюсселе за сервизы «Тюльпан», «Весенний» и «Восточный»
художник была награждена золотой медалью и почётным дипломом, а в 1962 году её
сервиз «Москва» получил серебряную медаль на Международной выставке керамики в
Праге. Наследие Яковлевой, насчитывающее более 100 разнообразных форм, остаётся
востребованным и по сей день, а многие художники Императорского фарфорового
завода продолжают исполнять росписи на разработанных ею формах.