Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Ваза с
фроральным декором. Императорский фарфоровый и стеклянный заводы. 1914 год.
Стекло прозрачное двухслойное – бесцветное и цвета фуксии; выдувание; резьба,
шлифовка, травление, химическое матирование.
Марка H II
под императорской короной / «1914».
Ваза,
является очень интересным образцом стекла императорского завода эпохи позднего
модерна. Она находится в полной сохранности за исключением неизбежной
потёртости по краю основания. Технология исполнения, мотивы декора, марка «Н II» под императорской короной и дата создания
подтверждают её подлинность. Ваза обладает историко-художественной, музейной и
антикварной ценностью.
Ваза
конусовидной формы на плоском гладко срезанном основании изготовлена методом
выдувания из двухслойного дублированного стекла: внутренний слой прозрачный
светло-серый с лёгким зелёным оттенком, верхний — насыщенный цвет фуксии.
Декорирована резьбой и частичным применением травления плавиковой
(фтористо-водородной) кислотой, в результате чего получено низко-рельефное
изображение листьев кувшинки.
Внутренняя
поверхность вазы гладкая блестящая, внешняя — химически матированная. Дно
прозрачное с лёгким зелёным оттенком, гладко отшлифованное с тыльной стороны. В
центре дна поставлена марка «H II» под императорской короной и дата «1914».
Ваза
представляет собой очень интересный образец художественного решения декора в
монохромном стекле. Мастерски выполненная резьба создаёт рельефную композицию в
виде крупных листьев кувшинки в органичной согласованности с простой, даже
строгой формой предмета.
Декоративный
эффект зависит от освещения, которое выявляет тонкие цветовые нюансы и создаёт
градацию оттенков в монохромном рельефе. Под воздействием света тональность
стекла меняется от прозрачного зеленовато-серого по краю горла к ярко-розовому
и превращается книзу в почти непрозрачный насыщенный цвет фуксии.
Розово-лиловые
тона очень любила супруга Николая П Александра Фёдоровна, поэтому на стеклянном
заводе, который в 1890-м году был объединён с фарфоровым и часто назывался
«Хрустальный шатёр», нередко изготавливались вазы из стекла насыщенного
розового, фиолетового, лилового цвета и цвета фуксии. Подобная окраска стекла
достигалась смесью золота и кобальта (Линии Галле. Европейское и русское
цветное многослойное стекло конца 19 — начала 20 века в собраниях музеев
России. М.: Программа «Первая публикация», 2013. С. 262).
Такое
интересное художественное решение, основанное на изменении цветовой тональности
при использовании ограниченного количества слоёв
стекла,
получает развитие в отечественном стеклоделии в первом десятилетии ХХ-го века.
Вероятно, идея подобной технологии, близкой к дихромному стеклу (Дихроизм
(греч. di-два, chroos-цвет} – двухцветный), восходит к работам французского художника Эмиля Галле
(1846 0 1904), с которыми в России познакомились в 1890-х годах.
Примером тому служит ваза «Бегония» из коллекции Государственного Эрмитажа.
Ваза с изображением цветов и листьев
бегонии. 1900 г., Франция. Нанси. Художник Эмиль Галле. Приобретена в Нанси в
магазине Эмиля Галле в 1900 г. Поступление: 1923 г. из музея Академии Штиглица.
Известно,
что аналогичная модель вазы Галле, которая не сохранилась, была создана для
подношения русской императрице (Линии Галле. Европейское и русское цветное
многослойное стекло конца 19 -— начала 20 века в собраниях музеев России..
С.164). Возможно, она послужила своего рода образцом для развития технологии
декора в монохромном стекле на императорском заводе.
Аналоги данной
формы вазы изображены на фотографии 1910-го года, опубликованной в книге «Линии
Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца 19 — начала 20
века в собраниях музеев России... (С. 282)
Вазы изготовленные на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах в 1910 году.
В центре ваза «Тыква» (кат. №274). Архивная фотография. 1910 год.
Серебряная гостиная или гостиная Людовика XVI в Зимнем дворце. На столике справа работы Эмиля Галле и Императорских фарфорового и стеклянного заводов. Архивная фотография. Около 1917 года.