Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Ваза "Кувшинки"

Ваза "Кувшинки"

«Нет в наличии»

Ваза с фроральным декором. Императорский фарфоровый и стеклянный заводы. 1914 год. Стекло прозрачное двухслойное – бесцветное и цвета фуксии; выдувание; резьба, шлифовка, травление, химическое матирование.

Марка H II под императорской короной / «1914».

Ваза, является очень интересным образцом стекла императорского завода эпохи позднего модерна. Она находится в полной сохранности за исключением неизбежной потёртости по краю основания. Технология исполнения, мотивы декора, марка «Н II» под императорской короной и дата создания подтверждают её подлинность. Ваза обладает историко-художественной, музейной и антикварной ценностью.

Ваза конусовидной формы на плоском гладко срезанном основании изготовлена методом выдувания из двухслойного дублированного стекла: внутренний слой прозрачный светло-серый с лёгким зелёным оттенком, верхний — насыщенный цвет фуксии. Декорирована резьбой и частичным применением травления плавиковой (фтористо-водородной) кислотой, в результате чего получено низко-рельефное изображение листьев кувшинки.

Внутренняя поверхность вазы гладкая блестящая, внешняя — химически матированная. Дно прозрачное с лёгким зелёным оттенком, гладко отшлифованное с тыльной стороны. В центре дна поставлена марка «H II» под императорской короной и дата «1914».

Ваза представляет собой очень интересный образец художественного решения декора в монохромном стекле. Мастерски выполненная резьба создаёт рельефную композицию в виде крупных листьев кувшинки в органичной согласованности с простой, даже строгой формой предмета.

Декоративный эффект зависит от освещения, которое выявляет тонкие цветовые нюансы и создаёт градацию оттенков в монохромном рельефе. Под воздействием света тональность стекла меняется от прозрачного зеленовато-серого по краю горла к ярко-розовому и превращается книзу в почти непрозрачный насыщенный цвет фуксии.

Розово-лиловые тона очень любила супруга Николая П Александра Фёдоровна, поэтому на стеклянном заводе, который в 1890-м году был объединён с фарфоровым и часто назывался «Хрустальный шатёр», нередко изготавливались вазы из стекла насыщенного розового, фиолетового, лилового цвета и цвета фуксии. Подобная окраска стекла достигалась смесью золота и кобальта (Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца 19 — начала 20 века в собраниях музеев России. М.: Программа «Первая публикация», 2013. С. 262).

Такое интересное художественное решение, основанное на изменении цветовой тональности при использовании ограниченного количества слоёв

стекла, получает развитие в отечественном стеклоделии в первом десятилетии ХХ-го века. Вероятно, идея подобной технологии, близкой к дихромному стеклу (Дихроизм (греч. di-два, chroos-цвет} – двухцветный), восходит к работам французского художника Эмиля Галле (1846 0 1904), с которыми в России познакомились в 1890-х годах.

Примером тому служит ваза «Бегония» из коллекции Государственного Эрмитажа.


                                                       

Ваза с изображением цветов и листьев бегонии. 1900 г., Франция. Нанси. Художник Эмиль Галле. Приобретена в Нанси в магазине Эмиля Галле в 1900 г. Поступление: 1923 г. из музея Академии Штиглица.

Известно, что аналогичная модель вазы Галле, которая не сохранилась, была создана для подношения русской императрице (Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца 19 -— начала 20 века в собраниях музеев России.. С.164). Возможно, она послужила своего рода образцом для развития технологии декора в монохромном стекле на императорском заводе.

Аналоги данной формы вазы изображены на фотографии 1910-го года, опубликованной в книге «Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца 19 — начала 20 века в собраниях музеев России... (С. 282)

Вазы изготовленные на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах в 1910 году.

                   

                                     В центре ваза «Тыква» (кат. №274). Архивная фотография. 1910 год.

               

                    

Серебряная гостиная или гостиная Людовика XVI в Зимнем дворце. На столике справа работы Эмиля Галле и Императорских фарфорового и стеклянного заводов. Архивная фотография. Около 1917 года.