Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Яйцо пасхальное орнаментальное прорезное

Яйцо пасхальное орнаментальное прорезное

«Нет в наличии»

Яйцо пасхальное орнаментальное прорезное в технике reticulation с цветами (розами). Российская империя, конец XIX века. Частный фарфоровый завод. Фарфор, роспись, золочение. Высота - 8 см.

Фарфор в технике «рисового зерна» или в европейских языках эта техника носит название reticulation (от франц. reticule, в пер. «ридикюль» – сетчатая дамская сумочка)

Прорезной фарфор обладает особой притягательностью для коллекционеров – она уникальна и по происхождению, и по художественной ценности. Вся красота удивительных сосудов с ажурным узором раскрывается, когда их подносят к свету. Небольшие отверстия правильной формы, напоминающие зёрна риса, словно загораются изнутри и, заглянув в каждое из них, можно увидеть противоположную стенку изделия. При этом, если наполнить резной сосуд водой, не прольётся ни капли. Магия? Нет, удивительное мастерство человеческих рук и гениальная изобретательность гончаров прошлого.

В начале XVIII века французский миссионер Франсуа Ксавье д’Энтреколес привёз в Европу ценные записи, раскрывающие технологию производства китайского фарфора. Рецепт материала был открыт в 1710 году немецким алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером, но многие тонкости обработки оставались тайной за семью печатями. Странствующий иезуит непосредственно наблюдал за обжигом изделий и общался со многими китайскими мастерами из округа Цзиндэчжэнь в провинции Цзянси, где были сосредоточены основные предприятия по выпуску фарфора. Благодаря д’Энтреколесу, Европа познакомилась с великолепными образцами восточной керамики, а также декоративными приёмами, которые стали предметом пристального изучения и подражания. В их числе подглазурная роспись кобальтовыми пигментами и так называемая техника «рисового зерна», ставившая в тупик европейских исследователей.

Предполагается, что искусство сквозной резьбы по фарфору китайские мастера переняли у турецких гончаров в XIV веке. Первая ажурная посуда была изготовлена в области Фэнчен всё той же провинции Цзянси в период правления императора Чжу Ди (1360 – 1424 годы). А в конце династии Мин, резные фарфоровые изделия стали поставляться на экспорт, преимущественно в Японию, страны Юго-Восточной Азии и арабского мира. Они выпускались более толстостенными, чем для внутреннего пользования, чтобы выдержать транспортировку на дальние расстояния.

Только опытные мастера – в основном производством посуды в технике «рисового зерна» занимались женщины, могли нанести ажурный декор, без повреждения основы. Готовые прорези заполнялись прозрачной глазурью, которая, связавшись с фарфоровым тестом, увеличивала прочность изделия. После этого мастера специальными инструментами истончали стенки сосуда. По звуку, издаваемому скребком, они определяли глубину обработки поверхности. В результате ювелирного труда большинство изделий достигали после обжига толщины бумажного листа.

Прорезной рисунок – чаще всего радиальный, в форме раскрытой чашечки цветка, либо покрывал всё тело сосуда, либо концентрировался на ободке и медальонах. Дополнительно большинство изделий расписывались подглазурной кобальтовой краской, иногда с добавлением пигментов другого оттенка. После этого они полностью окунались в прозрачную глазурь и обжигались.

Существовала ещё более сложная техника, получившая название «Линглунг» или «Работа дьявола». Действительно, требовалось нечеловеческое мастерство, чтобы создавать кружевные сосуды со сквозным «рисовым» узором, без заполнения его укрепляющей глазурью. Посуда в технике «Линглунг» отличалась невероятной хрупкостью. Поэтому периодически её производство прекращали, считая неоправданно трудоёмким, а затем вновь возобновляли, в ответ на интерес со стороны стран-экспортёров.