Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Яйцо пасхальное орнаментальное прорезное в технике reticulation с цветами (розами). Российская империя, конец XIX века. Частный фарфоровый завод. Фарфор, роспись, золочение. Высота - 8 см.
Фарфор в технике «рисового зерна» или в европейских языках эта техника носит название reticulation (от франц. reticule, в пер. «ридикюль» – сетчатая дамская сумочка)
Прорезной фарфор обладает особой притягательностью для коллекционеров – она
уникальна и по происхождению, и по художественной ценности. Вся красота
удивительных сосудов с ажурным узором раскрывается, когда их подносят к свету.
Небольшие отверстия правильной формы, напоминающие зёрна риса, словно
загораются изнутри и, заглянув в каждое из них, можно увидеть противоположную
стенку изделия. При этом, если наполнить резной сосуд водой, не прольётся ни
капли. Магия? Нет, удивительное мастерство человеческих рук и гениальная
изобретательность гончаров прошлого.
В начале XVIII века французский миссионер Франсуа Ксавье д’Энтреколес
привёз в Европу ценные записи, раскрывающие технологию производства китайского
фарфора. Рецепт материала был открыт в 1710 году немецким алхимиком Иоганном
Фридрихом Бёттгером, но многие тонкости обработки оставались тайной за семью
печатями. Странствующий иезуит непосредственно наблюдал за обжигом изделий и
общался со многими китайскими мастерами из округа Цзиндэчжэнь в провинции
Цзянси, где были сосредоточены основные предприятия по выпуску фарфора.
Благодаря д’Энтреколесу, Европа познакомилась с великолепными образцами
восточной керамики, а также декоративными приёмами, которые стали предметом
пристального изучения и подражания. В их числе подглазурная роспись
кобальтовыми пигментами и так называемая техника «рисового зерна», ставившая в
тупик европейских исследователей.
Предполагается, что искусство сквозной резьбы по фарфору китайские мастера
переняли у турецких гончаров в XIV веке. Первая ажурная посуда была изготовлена
в области Фэнчен всё той же провинции Цзянси в период правления императора Чжу
Ди (1360 – 1424 годы). А в конце династии Мин, резные фарфоровые изделия стали
поставляться на экспорт, преимущественно в Японию, страны Юго-Восточной Азии и
арабского мира. Они выпускались более толстостенными, чем для внутреннего
пользования, чтобы выдержать транспортировку на дальние расстояния.
Только опытные мастера – в основном производством посуды в технике
«рисового зерна» занимались женщины, могли нанести ажурный декор, без
повреждения основы. Готовые прорези заполнялись прозрачной глазурью, которая,
связавшись с фарфоровым тестом, увеличивала прочность изделия. После этого
мастера специальными инструментами истончали стенки сосуда. По звуку,
издаваемому скребком, они определяли глубину обработки поверхности. В
результате ювелирного труда большинство изделий достигали после обжига толщины
бумажного листа.
Прорезной рисунок – чаще всего радиальный, в форме раскрытой чашечки
цветка, либо покрывал всё тело сосуда, либо концентрировался на ободке и
медальонах. Дополнительно большинство изделий расписывались подглазурной
кобальтовой краской, иногда с добавлением пигментов другого оттенка. После
этого они полностью окунались в прозрачную глазурь и обжигались.
Существовала ещё более сложная техника, получившая название «Линглунг» или
«Работа дьявола». Действительно, требовалось нечеловеческое мастерство, чтобы
создавать кружевные сосуды со сквозным «рисовым» узором, без заполнения его
укрепляющей глазурью. Посуда в технике «Линглунг» отличалась невероятной
хрупкостью. Поэтому периодически её производство прекращали, считая
неоправданно трудоёмким, а затем вновь возобновляли, в ответ на интерес со
стороны стран-экспортёров.