Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Яйцо пасхальное с крестами (орнамент Владимирского собора в Киеве). Российская империя, частный фарфоровый завод, начало ХХ века. Фарфор, роспись, золочение.
Высота - 10,5 см.
Патриарший Свято-Владимирский кафедральный собор в Киеве
Патриарший Свято-Владимирский кафедральный собор в Киеве был освящен летом
1896 года. В проектировании, сооружении и оформлении храма, выполненного в
неовизантийском стиле, принимали участие самые известные архитекторы и
художники — Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Вильгельм
Котарбинский, Павел Сведомский.
Идея построить в честь князя Владимира Святославовича, крестившего Русь,
храм в Киеве, дабы увековечить память о нем и его деяниях, обсуждалась не один
год. Об этом и написал в своем обращении к царю Николаю I митрополит киевский
Филарет (Амфитеатров). Его поддержали не только церковнослужители, но и
петербургские общественные деятели. Тогда же было принято решение, что храм
будет сооружен только за счет средств от пожертвований.
В июле 1853-го царь утвердил возведение в Киеве собора. Его проект в
древневизантийском стиле выполнил архитектор Иван Штром, известный постройкой
здания киевских кадетского корпуса и оперного театра. Впоследствии Штром
получил за проект звание академика архитектуры. По его замыслу, в основе
грандиозного сооружения лежал традиционный для церковного строительства крест,
а сам собор планировалось увенчать 13 куполами.
Хотя император проявил внимание к строительству, а пожертвования сначала
делались весьма активно (в первый год собрали больше 100 000 рублей серебром,
при этом Киево-Печерская Лавра передала со своих заводов миллион кирпичей), к
работам приступили только через 9 лет — летом 1862-го года. С того момента до
освещения храма произошло немало событий: не раз менялся архитектурный план и
место строительства, сменилось четыре архитектора и четыре императора.
К 1866-му году храм был выстроен вплоть до куполов, но тут случилось
непредвиденное — на стенах, арках и перекрытиях в итоге неверных расчетов
образовались трещины. Поиски «новых архитектурных решений» заняли еще 9 лет.
Ускорение долгострою придал визит царя Александра II в 1875 году: император
приказал продолжить строительство. Возглавить его поручили киевскому зодчему
Владимиру Николаеву. Наконец, в 1882-м году работы были завершены.
Оформлением храма занялся археолог, историк искусства Адриан Прахов,
известный киевлянам тем, что в 70−80-х годах участвовал в реставрации
Софийского собора, а затем восстановлением фресок Х-XII вв. в Кирилловской
церкви. Для участия в росписи стен собора он пригласил лучших художников.