Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Яйцо пасхальное с вензелем Марии Федоровны

Яйцо пасхальное с вензелем Марии Федоровны

«Нет в наличии»

Яйцо пасхальное с изображением вензеля Марии Федоровны. Российская Империя, XIX век. Императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Фарфор, роспись, золочение, (кобальт).

В.Е. Маковский «Портрет Императрицы Марии Фёдоровны».

1912 год. Русский музей

Немного истории...

Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создал «отец» русского фарфора - Дмитрий Иванович Виноградов - к Пасхе 1749 года, т. е. буквально через несколько месяцев после получения твердой порцелиновой массы. В 1749 году Виноградов записал в дневнике: «Яйца точили и формовали». Отныне и вплоть до революции фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца. К каждой Пасхе завод делал их для членов императорской фамилии «на раздачу» при христосовании. Фарфоровые яйца делались со сквозным отверстием, чтобы через него можно было пропустить ленту или шнур или установить их на специальной подставочке со штырьком. Позже в отверстие изредка укрепляли металлические колечки для лент. Такие яйца, как правило, подвешивались в красный угол, под иконы. Лента, продетая в сквозное отверстие, обычно завязывалась бантом внизу и петлей вверху. Для завязывания лент нанимали «бантовщиц» - нуждающихся вдов и дочерей бывших работников Фарфоровой мануфактуры. Эта несложная работа оплачивалась весьма достойно и таким образом носила оттенок благотворительности.

При Александре III (1881-1894) на ИФЗ была создана одна из самых известных и высокохудожественных серий пасхальных яиц. В 1887 году по личной инициативе императора потомственному мастеру-иконописцу О.С. Чирикову была заказана серия рисунков в традиционном иконописном стиле. В работе также участвовал московский архитектор Л.С. Каминский, который в 1890 году разработал эскизы для орнаментальной росписи оборотных сторон фарфоровых яиц этой серии. Император лично утверждал эскизы и наблюдал за их исполнением. Яйца, изготовленные по этим образцам, считаются одними из лучших среди созданных на ИФЗ. Они были и самыми дорогими – их цена доходила до 75 рублей, а иногда и до 150. Количество подобных пасхальных даров, производившихся по заказам императорской семьи, было строго определено: император и императрица получали по 40-50 различных живописных яиц этой серии и еще некоторое количество расписанных по обычным образцам, великие князья – по 3, а великие княгини – по 2 к каждой Пасхе. Мастера ИФЗ с большим напряжением трудились весь год, чтобы выполнить этот заказ в срок. На изготовление одного такого яйца живописец тратил по 40 дней работы.

При Александре III появляются фарфоровые яйца, украшенные вензелями императора и императрицы. Примером может быть белое яйцо с золотым вензелем императора в «русском» стиле: большая литера «А3» в виде стилизованной «плетенки» пересекается с римской цифрой «III» и увенчана короной.

Пасхальные дары от императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, матери Николая II, имели вензель в виде литеры «Фита» - «?». Оплетающая ее лента образует букву «М». Композиция также увенчана императорской короной.

Возможно, именно такой пасхальный подарок Мария Федоровна отправила своей матери, датской королеве Луизе, о чем написала ей в апреле 1887 года из Гатчины: «У нас сегодня еще только Страстной четверг, так что в этот раз мы не вместе с вами празднуем Пасху, а это так досадно для меня. Конечно, я тебе тотчас же пришлю фарфоровое яйцо, жалею только, что оно придет слишком поздно, так как их еще не принесли с фабрики».

Во время правления Александра III и в начале царствования Николая II (1894-1917) в год представлялось ко двору от 2500 до 5000 фарфоровых пасхальных яиц. Очевидно, что общее количество этих пасхальных подарков увеличивалось, но число яиц, украшенных миниатюрной сюжетной живописью, оставалось незначительным, что было обусловлено как их высокой стоимостью, так и ограниченным числом мастеров, способных исполнить столь сложный заказ. Все остальные пасхальные фарфоровые яйца расписывались цветочными орнаментами и императорскими вензелями.