Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Зарянко Сергей Константинович «Портрет цесаревича Александра Александровича». Российская Империя, 1868-1869 годы. Холст, масло. Размер: 67,3х52,5 см. Подпись не обнаружена. С.К. Зарянко, часто не подписывал свои произведения, что не противоречит творческой биографии.
Произведение «Портрет цесаревича Александра Александровича» имеет несомненное музейное и историко-культурное значение, представляя ранее неизвестную иконографию будущего императора Александра III.
Стилистические особенности портрета - композиционное решение, контрасты светотеневой моделировки лица и волос, специфика написания глаз, предельная сглаженность, почти эмалевидность, живописной фактуры - позволяют отметить очевидное сходство с подлинными произведениями С.К Зарянко в музейных собраниях: «Портрет С.Д. Абамелика», 1853, Нижегородский художественный музей; «Портрет П.П. Мельникова», 1369, Государственная Третьяковская галерея; «Портрет Х.Е. Абамелек-Лазарева», 1851, Нижегородский художественный музей.
Известно, что в 1866 году С.К. Зарянко переехал в Санкт-Петербург для исполнения императорских заказов и находился там до 1868 года. Первый биограф художника. Я. Довголевский, пишет: «... Его Величество, […] изволил приказать вызвать Зарянко в Петербург, где г. министр императорского двора объявил ему высочайшую волю: написать недостающие для Романовой галереи портреты высочайших особ» (Отчет Императорской Академии художеств с 4 ноября 1870 4 ноября 1871.СПб, 1871. С.84.) Далее уточняет: «… написал портреты: государя цесаревича Александра Александровича в атаманском мундире, поясной, для государя императора; его же поясной во флигель-адьютанском сюртуке для великого князя Владимира Александровича; его же в пальто, поясной, для государыни цесаревны, точно такой, для великой княгини...; его же в конногвардейском мундире, для свиты его императорского величества генерал-майора Граббе; его же два портрета во весь рост в атаманском мундире, для Войска Донского» (Отчет Императорской Академии художеств с 4 ноября 1870 4 ноября 1871. СПб, 1871. С. 84.)
Данный «Портрет цесаревича Александра Александровича», аналогичен «Портрету государя цесаревича Александра Александровича в атаманском мундире, поясной, для государя императора», который находиться в Государственном Русском музее и в музее-заповеднике «Царское Село». «Поясной портрет Александра Александровича во флигель-адьютанском сюртуке для великого князя Владимира Александровича» находиться в Государственном Русском музее и в музее-заповеднике «Царское Село». «Портрет Александра Александровича в конногвардейском мундире, для свиты его императорского величества генерал-майора Граббе» находиться в музее-заповеднике «Царское Село». Местонахождение ряда портретов, перечисленных в этой серии, сегодня неизвестно.
На данном произведении цесаревич представлен в мундире лейб-гвардии Атаманского Его Императорского Величества Наследника Цесаревича полка, с орденами св. Андрея Первозванного (лента и звезда), св. Владимира 4-й степени (крест в петлице) и датским орденом Данеборга (Отчет Императорской Академии художеств с 4 ноября 1870 4 ноября 1871. СПб, 1871. С. 84.). Композиция представленного портрета отличается от известных изображений будущего императора 1867 года - заменен облачный фон, выбрана другая поза модели, кроме того, цесаревич выглядит несколько старше, при этом портрет органично дополняет ряд произведений, исполненных по императорскому заказу. По совокупности перечисленного, можно предположить, что работа была написана позже, в заключительный этап пребывания художника в Санкт-Петербурге или завершен по возвращению в Москву, таким образом, датировка может быть уточнена до 1868-1869 годов.
ЗАРЯНКО Сергей Константинович (1818—1870)
А. Колесов.
Портрет художника С.К. Зарянко
1874 год. Холст,
масло. Размер: 69.6x56.5 см.
Москва, Государственная
Третьяковская галерея
Сергей Константинович Зарянко - портретист, автор интерьеров и образов для церквей,
педагог. Сын крепостного крестьянина графа Любомирского К.И. Зарянко. Вместе с
семьей переехал в Санкт-Петербург, где получивший вольную отец работал у князя
А.Н. Голицына. Состоял вольноприходящим учеником Академии художеств (1834—1838)
в классе пейзажной живописи у М.Н. Воробьева. В 1837 году учился у А.Г.
Венецианова. В 1838 году за «Вид Тронной залы» получил звание неклассного
(свободного) художника. В 1843 году за картину «Внутренность Морского
Никольского собора» удостоен звания академика живописи. В 1846 году преподавал
в Москве рисование в Александровском сиротском институте. В 1846-1855 годы
преподавал в Санкт-Петербурге в дворянском полку, с 1856 года – в МУЖВ. Автор
рукописного «Руководства к живописи» и других теоретических трудов по методике
преподавания. Произведения представлены в крупнейших музейных собраниях, в том
числе Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее и
др.