Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Зоммер Рихард-Карл (Ричард) Карлович (1866-1939) "Туркестанский мотив. В чайхане”, 1900 — 1910-е годы. Холст дубл. на картон, масло. Подпись: "Р.Зоммеръ", размещенная в правом нижнем углу картины, по способу нанесения, использованному материалу и соотношению с авторским красочным слоем не вызывает сомнений в подлинности. По содержанию и индивидуальным особенностям начертания, аналогична ряду эталонных автографов художника Р.-К.К.Зоммера, относящихся к 1900-м 1910-м годам.
Подготовительный рисунок, определяющий начальную стадию работы над композицией и её последующие авторские изменения, свидетельствуст о безусловной оригинальности данного произведения: по технике и приёмам исполнения имеет аналогии с эталонными образцами вспомогательной графики Р.К.Зоммера.
Произведение «В чайхоне», созданно Р.-К.К Зоммером в середине 1900-х 1910-х голах по впечатлениям о жизни в Туркестане. Торговые улицы и многолюдные восточные базары, сцены в чайханах, красочные народные праздники, занятия в медресе, проповеди в мечетях, хаджи за чтением Корана относятся к излюбленным изобразительным мотивам мастера, и характерны для его творчества как туркестанского, так и более позднего, кавказского, периодов. Подобные зарисовки из жизни старого Ташкента, Самарканда и Бухары пользовались успехом у столичных любителей живописи, и охотно приобретались в частные коллекции.
Картины, написанные Зоммером на туркестанские сюжеты, экспонировались на нескольких Осенних выставках в Академии художеств и выставках Петербургского общества художников; в настоящее время представлены в музейных собраниях России и стран бывшего СССР, а также в отечественных и зарубежных частных коллекциях. Несколько работ мастера с изображением сценок в чайхане хранится в Государственном музее искусств Узбекистана: масштабное полотно, запечатлевшее многоводный праздник в чайхане, находится в одном из московских частных собраний. Следует отметить, что жанрово-этнографические произведения Р.К.Зоммера, выполненные в традициях реалистической школы живописи конца ХIХ века, в настоящее время стабильно востребованы на отечественных и международных художественных аукционах.
По уровню исполнения представленная картина Рихарда - Карла Карловича Зоммера "Туркестанский мотив. В чайхане" имеет несомненное коллекционное значение.
Зоммер Рихарл- Карл Карлович (Карл, Ричард) - (1866 - 1939) - русский живописец, акварелист; один из основателей Тифлисского Общества изящных искусств. Учился (с 1884 года - вольнослушатель) в Императорской Академии художеств. В 1893 году окончил Академию со званием классного художника третьей степени. Работал в Средней Азии (1890-е - середина 1900-х годов), Грузии (конец 1900-х - 1917 и середина 1920-х — 1939 годы), Армении, Азербайджане. Автор многочисленных живописных и графических произведений жанрово - этнографического характера. Большой популярностью пользовались у современников бытовые и батальные сцены, а также виды памятников архитектуры старого Ташкента, Бухары и Самарканда. Значительное место в творчестве Зоммера туркестанского периода занимают изображения народных праздников и национальных видов спортивных состязаний.
С 1894 года экспонировал свои работы на выставках "Санкт-Петербургского (после 1914 - "Петроградского") Общества художников", а позднее - на Осенних выставках в ИАХ и выставках "Обшества русских акварелистов". Персональная выставка мастера состоялась в Ташкенте в 1915 году. Во время первой мировой войны Зоммер был прикомандирован в качестве художника к Главному штабу русской армии на Кавказе.
Произведения Р.Зоммера представлены в собраниях Государственного
Русского музея, Омского музея изобразитсльных искусств, Тульского
художественного музея, Государственного музея искусств Азербайджана, Ташкентского
художественного музея, Музея истории культуры и искусства Узбекистана,
Республиканского художественного музея Северной Осетии, Государственного музея искусств Грузии им. Ш.Амиранашвили