Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Часы «Футболисты». СССР, Каслинский чугунолитейный завод (Касли), 1964 год. Чугун, сталь, литьё, чеканка, покраска. Размер: 32х17,4х12,8 см.
Артикул 21-16-5. Цена: 48 600 рублей
Аналогичные часы опубликованы: "Шедевры народного искусства России. Художественное литьё из чугуна. Касли» Автор: З.Г. Малаева. Издательство "Интербук-бизнес". Москва, 2005. Стр.104.
Каслинский чугунолитейный завод
Знаменитое каслинское литье представляет собой известный
русский промысел, заключающийся в изготовлении скульптур, различных предметов
декоративно-прикладного характера, а также архитектурных сооружений из чугунных
элементов заводом архитектурно-художественного литья города Касли в Челябинской
области.
Эти удивительные чугунные изделия, несмотря на кажущуюся ажурность и легкость отливок, завораживают ощущением особой прочности и долговечности. Они были особо популярны в странах Европы и Азии в конце 18 века, в годы особой популярности художественного чугунного литья. Замечательные успехи уральских мастеров-умельцев из города Касли прославили талант русского народа на весь мир, ведь это их удивительные руки превратили мрачные и особо твердые чугунные глыбы, в настоящие произведения искусства, которые не только радуют глаз человека, а еще и дают пищу нашему уму, как нельзя лучше подходя для неторопливых размышлений и глубоких раздумий.
Началась история Каслинского промысла на Южном Урале, где в середине 18 века богатый купец из Тулы Яков Коробков построил в городе Касли завод по производству железа и чугуна на богатых залежах железной руды и уникального формовочного песка. Спустя пять лет завод был продан богатейшему горнозаводчику тех времен князю Демидову, который в свою очередь его продал купцу Льву Расторгуеву. Именно во времена его руководства, когда на завод были привлечены новые талантливые художники, скульпторы, чеканщики и формовщики, каслинское чугунное художественное литье получило широкую известность и популярность.
Новым управляющим завода был назначен Г. Зотов, который в 1824 внедрил новую для всех металлургических русских заводов немецкую технология литья, чем способствовал становлению художественного чугунного литья. Немецкая технология литья в песчаные формы была быстро освоена и даже усовершенствована, в дальнейшем успешно применялась при отливке скульптур, бюстов и композиций из чугуна. Именно тогда в продукции завода стали появляться изделия, выполненные методом художественного литья: различные решетки, котлы, рукомойники, чаши, первые скульптуры и фигуры из чугуна, садовая мебель, лестницы и ограды.
В 50-70-е годы 18 века появились самые первые малые скульптурные формы каслинского литья небольшого размера, так называемого «кабинетного» вида (выделяли еще бытовое, архитектурное и мемориальное). Основными особенностями стиля каслинского литья называют наличия четкости силуэтов, тщательной проработки элементов, тончайшая передача фактуры различных материалов, высокое качество матовой окраски.
Художественная безукоризненность и высокая степень эстетичности каслинских чугунных шедевров объяснялась специалистами в этой сфере несколькими причинами. Это использование высококачественного чугунного материала, передававшего тончайшие детали, особая неповторимая уникальность каслинских формовочных песков и, конечно, непревзойденное мастерство заводских литейщиков, граверов и чеканщиков, настоящих мастеров и художников своего дела, которые смогли превратить грубый и твердый как камень чугун в податливую массу, способную творить настоящие чудеса.
На заводе в Каслях отливались из чугуна работы лучших как отечественных, так и зарубежных скульпторов того времени, там же была открыта художественная школа, где опытнее наставники учили подмастерьев рисовать, лепить, заниматься формовкой и чеканкой чугунного литья. В начале ХХ века на всемирной выставке в Париже продукция Каслинского чугунолитейного и железоделательного завода, которая, кстати, размещалась в удивительно красивом, ажурном павильоне из чугуна в византийском стиле, была очень высоко оценена экспертами и получила заслуженную награду – большую золотую медаль «Гран-при».