Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Г. Эдельман (G. Edelman) «Синагога». Европа, конец XIX - начало ХХ вв. Холст, масло. Размер: 70х100 см.
Слева в нижнем углу картины имеется авторская подпись: «G. Edelman».
Артикул: 19-9-1 Цена: 1 350 000 рублей
Синагога
С глубокой древности и по сей день синагогу называют на
иврите «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». Слово «синагога»
происходит от греческого слова synagoge («собрание») которое обозначает то же,
что и слово «кнесет» на иврите: «собрание».
Во всем Талмуде синагога лишь однажды названа «бейт тфила» - «дом
молитвы». Само название «бейт-кнесет» подчеркивает, что синагога - это нечто
большее, чем просто помещение для общественной молитвы.
Еще синагогу называют на идиш словом «шул» (от немецкого «Schule»
– «школа»).
Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков
полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.) и
начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в
домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены
специальные здания для молитвы – первые синагоги.
Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели
Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль.
Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период синагога была
даже на Храмовой горе.
Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Палестине, но многие
евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного
центра, места молитвы и изучения закона.
Когда римляне сравняли с землей Второй Храм, синагога
сделалась цитаделью веры, - местом, где евреи собирались, учили Закон,
молились. Случалось и так, что во время нападений врагов синагога становилась
цитаделью в прямом смысле этого слова.
После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру
еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной
жизни еврейского народа.
Синагога – это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме
придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место,
где община собирается для молитвы.
Сейчас, как и в далеком прошлом, при синагогах часто имеются
школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в
Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог, и при каждой из них - две школы,
начальная и средняя. Недаром название «бейт-мидраш» («дом учения») практически
стало синонимом названия «бейт-кнесет». Синагога и «бейт-мидраш» могут находиться
в одном и том же помещении или в разных помещениях, соединенных коридором.
Существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам
и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или
по каким-либо проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с
предстоящим праздником.
Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов
общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам после
утренней или дневной молитвы в синагогах обычно собираются группы для изучения
Торы.
По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения.
Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги.
Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд,
труды Рамбама, полный «Шулхан арух», а также сотни или даже тысячи других книг.
Этими книгами вправе пользоваться любой член общины. Обычно их разрешается
брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку – шамеса.
Синагога, в соответствии со своим названием, является местом
проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и
отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп
первенца и пр.
Иногда синагога является местом заседания бейт-дина -
раввинского суда. Правление синагоги, как правило, располагает фондами для
помощи нуждающимся, предоставляет ссуды. Таким образом, синагога часто
становится и центром благотворительности.
Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где
останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких
лошадей. Часть здания занимала миква, поэтому синагоги нередко строились у
реки.