Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Неизвестный художник «Батальная сцена»

Неизвестный художник «Батальная сцена». Европа, конец XIX – начало ХХ века. Холст, масло. Размер: 70х100 см.

Слева в нижнем углу картины имеется авторская подпись: «A. ...» - далее неразборчиво.

Артикул: 19-9-3. Цена: 675 000 рублей

Батальный жанр в живописи

Батальный жанр (от французского слова bataille, что в переводе означает «битва»), посвящённый военной тематике, — один из древнейших в живописи. Художники-баталисты писали сухопутные бои, морские сражения, форсирование переправ, изнурительные походы и войсковые будни. В произведениях может быть отражена и героика битв, и триумф победителей, и трагедия кровавых войн. А иногда — всё вместе. Основная тема батального жанра отражена в его названии.

Батальный жанр иногда рассматривается как подвид исторического, поскольку художники обращаются к реальным событиям. Нередко на картинах появляются известные персонажи: монархи, полководцы, герои. Но всё-таки лучше говорить о жанровом пересечении, поскольку военная тематика не исчерпывается боями, происходившими в реальности. Иногда живописцы-баталисты обращаются к мифологии и фольклору. А шедевры, посвящённые войсковым будням, близки к бытовому жанру.

Батально-историческая тематика традиционно считалась высокой, что обеспечивало художникам-баталистам стабильность госзаказов. Для таких работ характерны: героический пафос; воспевание побед; обращение к идеалам патриотизма и самопожертвования.

Как правило, батально-исторические картины поддерживают авторитет правящей власти, главы государства, династии. С ростом национального самосознания усиливаются патриотические идеи.

Есть и работы, в которых отражена трагика войн, их разрушительный характер. Такими вещами прославились Франсиско Гойя (Francisco José de Goya y Lucientes), Василий Васильевич Верещагин, Пабло Пикассо (Pablo Picasso).

Обращаются баталисты и к теме завоеваний, падения городов и держав. Эти сцены наполнены болью, ужасом, отчаянием.

В целом для баталистики характерны: масштабность и эпичность (живописцы склонны писать панорамы сражений, хотя иногда создают и камерные картины с изображением напряжённого участка битвы); детализация, реалистичность, историческая достоверность (по многим картинам можно изучать историю формы, техники, оружия, а изображения героев и полководцев зачастую носят портретный характер); динамичность и напряжённость композиции; драматизм и высокий накал эмоций; глубокое идейное содержание.

Когда же батальный жанр сближается с бытовым, на холсте предстают будни войсковой жизни. Мы видим казармы, бивуаки, лагеря. Батально-бытовые сцены чаще бывают не панорамными, а камерными: это позволяет живописцу сосредоточиться на человеке и его судьбе.

Иногда настроение батально-бытовой сцены спокойное, но нередко художник добавляет трагики — чтобы подчеркнуть тяготы солдатских будней. Впрочем, часто в таких работах звучат и юмористические нотки.

История батального жанра

Сражения, осады городов, триумфальные шествия победителей были в числе главных тем искусства Древнего мира. Их можно встретить в древнеегипетской живописи, на древнегреческих вазах, античных фресках. Некоторые изображения были мифологическими, другие — историческими.

В Средневековье героическая тематика тоже занимала большое место в искусстве. На миниатюрах изображались рыцарские сражения, крестовые походы, осады замков и даже конкретные события — например, взятие Константинополя.

Классическая живописная баталистика начинает формироваться в эпоху Возрождения. Мастера усиливают реалистичность подачи, изучают законы перспективы, тщательно прорабатывают композиции массовых сцен.

Барокко добавило экспрессии и динамики.

Большую роль в развитии батально-исторического жанра сыграло искусство классицизма. Мастера-классицисты наполнили картины идейным пафосом, героикой, воспитательными элементами.

В России это направление начинает активно развиваться благодаря победам Петра I. Параллельно идёт европеизация отечественного искусства, и русская живопись, включая её батально-историческое направление, становится частью европейской.

В XVIII-XIX столетиях усиливается реалистичность боевых сцен. Намечается несколько векторов дальнейшего развития жанра: академический, для которого была характерна официальная подача, соответствующая позиции власти; романтический, с высоким эмоциональным накалом, с обращением к остро-драматическим моментам и шокирующим современников темам (например, трагедии завоёванных народов и освободительной борьбе); реалистический, с нарастающим акцентом на трагической стороне войны, казарменного быта, солдатских судеб.

В XX веке рассматриваемая тематика резко разделилась на милитаристическую и антивоенную. Первую линию поддерживало тоталитарное искусство Европы и Азии.

Символом антивоенного вектора стала «Герника» Пабло Пикассо.

Большой размах получила батально-историческая живопись в СССР. Во-первых, советские живописцы создали тысячи произведений, посвящённых революции и гражданской войне. Эти картины писались в рамках господствующей идеологии революционеров-победителей.

Другой важной темой в советском искусстве стала освободительная война против фашизма. Тема раскрывалась в двух направлениях: героико-патриотическом и трагическом, обличающим зверства захватчиков и трагедию народа.