Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Неизвестный художник «Батальная сцена». Европа, конец XIX – начало ХХ века. Холст, масло. Размер: 70х100 см.
Слева в нижнем углу картины имеется авторская подпись: «A. ...» - далее неразборчиво.
Артикул: 19-9-3. Цена: 675 000 рублей
Батальный жанр в живописи
Батальный жанр (от
французского слова bataille, что в переводе означает «битва»), посвящённый
военной тематике, — один из древнейших в живописи. Художники-баталисты писали
сухопутные бои, морские сражения, форсирование переправ, изнурительные походы и
войсковые будни. В произведениях может быть отражена и героика битв, и триумф
победителей, и трагедия кровавых войн. А иногда — всё вместе. Основная тема
батального жанра отражена в его названии.
Батальный жанр иногда рассматривается как подвид
исторического, поскольку художники обращаются к реальным событиям. Нередко на
картинах появляются известные персонажи: монархи, полководцы, герои. Но
всё-таки лучше говорить о жанровом пересечении, поскольку военная тематика не исчерпывается
боями, происходившими в реальности. Иногда живописцы-баталисты обращаются к
мифологии и фольклору. А шедевры, посвящённые войсковым будням, близки к
бытовому жанру.
Батально-историческая тематика традиционно считалась высокой,
что обеспечивало художникам-баталистам стабильность госзаказов. Для таких работ
характерны: героический пафос; воспевание побед; обращение к идеалам
патриотизма и самопожертвования.
Как правило, батально-исторические картины поддерживают
авторитет правящей власти, главы государства, династии. С ростом национального
самосознания усиливаются патриотические идеи.
Есть и работы, в которых отражена трагика войн, их
разрушительный характер. Такими вещами прославились Франсиско Гойя (Francisco
José de Goya y Lucientes), Василий Васильевич Верещагин, Пабло Пикассо (Pablo
Picasso).
Обращаются баталисты и к теме завоеваний, падения городов и
держав. Эти сцены наполнены болью, ужасом, отчаянием.
В целом для баталистики характерны: масштабность и эпичность
(живописцы склонны писать панорамы сражений, хотя иногда создают и камерные
картины с изображением напряжённого участка битвы); детализация,
реалистичность, историческая достоверность (по многим картинам можно изучать
историю формы, техники, оружия, а изображения героев и полководцев зачастую
носят портретный характер); динамичность и напряжённость композиции; драматизм
и высокий накал эмоций; глубокое идейное содержание.
Когда же батальный жанр сближается с бытовым, на холсте
предстают будни войсковой жизни. Мы видим казармы, бивуаки, лагеря.
Батально-бытовые сцены чаще бывают не панорамными, а камерными: это позволяет
живописцу сосредоточиться на человеке и его судьбе.
Иногда настроение батально-бытовой сцены спокойное, но
нередко художник добавляет трагики — чтобы подчеркнуть тяготы солдатских
будней. Впрочем, часто в таких работах звучат и юмористические нотки.
История батального жанра
Сражения, осады городов, триумфальные шествия победителей
были в числе главных тем искусства Древнего мира. Их можно встретить в
древнеегипетской живописи, на древнегреческих вазах, античных фресках.
Некоторые изображения были мифологическими, другие — историческими.
В Средневековье героическая тематика тоже занимала большое
место в искусстве. На миниатюрах изображались рыцарские сражения, крестовые
походы, осады замков и даже конкретные события — например, взятие
Константинополя.
Классическая живописная баталистика начинает формироваться в
эпоху Возрождения. Мастера усиливают реалистичность подачи, изучают законы
перспективы, тщательно прорабатывают композиции массовых сцен.
Барокко добавило экспрессии и динамики.
Большую роль в развитии батально-исторического жанра сыграло
искусство классицизма. Мастера-классицисты наполнили картины идейным пафосом,
героикой, воспитательными элементами.
В России это направление начинает активно развиваться благодаря
победам Петра I. Параллельно идёт европеизация отечественного искусства, и
русская живопись, включая её батально-историческое направление, становится
частью европейской.
В XVIII-XIX столетиях усиливается реалистичность боевых сцен.
Намечается несколько векторов дальнейшего развития жанра: академический, для
которого была характерна официальная подача, соответствующая позиции власти;
романтический, с высоким эмоциональным накалом, с обращением к
остро-драматическим моментам и шокирующим современников темам (например,
трагедии завоёванных народов и освободительной борьбе); реалистический, с
нарастающим акцентом на трагической стороне войны, казарменного быта,
солдатских судеб.
В XX веке рассматриваемая тематика резко разделилась на
милитаристическую и антивоенную. Первую линию поддерживало тоталитарное
искусство Европы и Азии.
Символом антивоенного вектора стала «Герника» Пабло Пикассо.
Большой размах получила батально-историческая живопись в
СССР. Во-первых, советские живописцы создали тысячи произведений, посвящённых
революции и гражданской войне. Эти картины писались в рамках господствующей
идеологии революционеров-победителей.
Другой важной темой в советском искусстве стала освободительная
война против фашизма. Тема раскрывалась в двух направлениях:
героико-патриотическом и трагическом, обличающим зверства захватчиков и
трагедию народа.