Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Фарфоровый пласт «Женский портрет» (фрагмент с картины Томаса Гейнсборо «Утренняя прогулка» («Портрет сквайра Уильяма Хэллета и его супруги Элизабет») 1785 года). Дрезден, начало ХХ века. Фарфор, роспись. Размер: 19х13,5 см.
На обороте пласта имеются:
1) клеймо Дрездена («Dresden Germany»);
2) надпись «Mrs. Hallet. Gainsborough.»;
3) цифра «311» в тесте.
Томас Гейнсборо «Портрет мистера и миссис Халлетт» («Утренняя прогулка»)
1785 год. Холст, масло. Размер: 236,2х179,1 см.
Национальная галерея (Лондон)
На картине изображена элегантная молодая пара, идущая по
дороге вдоль леса, и их преданная собака. Уильяму Халлетту и Элизабет Стефен,
так зовут героев, по 21 году, и они намереваются пожениться. Портрет написан
незадолго до свадьбы, летом 1785.
В полотне соединились оба таланта художника - портретиста и
пейзажиста. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа.
Кавалер и дама одеты в лучшие, хотя и не очень практичные для прогулки,
костюмы, их облик говорит о высоком социальном статусе.
Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского - «беседа») - картины, изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре.
Thomas Gainsborough (14 мая 1727 г., Садбери, Суффолк, Англия - 2 августа 1788 г. (61 год), Лондон, Англия)
Автопортрет Томаса Гейнсборо, около 1759 года
Томас Гейнсборо – известный английский живописец,
крупнейший мастер XVIII века, работавший в жанре портрета и пейзажа.
В 1785 году художник создает один из своих шедевров — «Утреннюю прогулку».
Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и
верности. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание
травы под ногами. Изысканные наряды, требующая внимания белая собачка — все
словно растворено в окружающем их прекрасном мире. «Дама в голубом» («Герцогиня
де Бофор»), 1770-е годы - единственная картина Томаса Гейнсборо, принадлежащая
Эрмитажному собранию. В ней ощущается воздействие любимых Гейнсборо портретов
Ван Дейка. Но даже на первый взгляд портрет «Дамы в голубом» привлекает не
столько внешней эффектностью, сколько поэтичностью и одухотворенностью. В своей
книге о сокровищах Эрмитажа Л.Н. Воронихина пишет: «Передано не столько
настроение модели, сколько то, что сам художник в ней ищет. У «Дамы в
голубом» мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Ее тонкая шея будто не в
силах вынести тяжесть прически, и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический
цветок на тонком стебле. Построенный на изысканной гармонии холодных тонов,
портрет кажется сотканным из легких мазков, разнообразных по форме и
плотности. Создается впечатление, что пряди волос не кистью исполнены, а
нарисованы мягким карандашом».