Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Кофейная пара. Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура (Мейсен, Meissen). Период Марколини (Marcolini). Конец XVIII - начало XIX века. Фарфор, роспись.
Цена: 150 000 рублей
Фарфор Meissen. Период Марколини (1774-1814 гг.)
После окончания Семилетней войны в 1763 году Саксония перестала играть значительную политическую роль. Под влиянием Фридриха Кристиана (Frederick Christian, 1722-1763, правитель Саксонии с 5 октября по 17 декабря 1763 г.) и буржуазных политиков идеи Просвещения начали играть все возраставшую роль в политике правительства.
Абсолютизм и Просвещение благоприятствовали экономическому развитию среднего класса и распространению либеральных идей, и этот период истории Саксонии можно считать периодом, подготовившим эру буржуазии.
Сложная экономическая ситуация в Саксонии нашла отражение в катастрофическом состоянии фарфоровой мануфактуры в Meissen. Низкая зарплата приводила к низкой мотивации рабочих, вражескими войсками были уничтожены печи и оборудование, отсутствие новых идей… Дизайны того времени находились под существенным влиянием Севрской государственной мануфактуры Франции и английского Веджвуда. Создатели фарфора Meissen принялись имитировать их стиль.
После основания Академии изящных искусств в Дрездене в 1764 году еще одна академия была основана при мануфактуре Meissen с целью прекращения упадка в качестве росписи и создания скульптур. Главой этой академии был назначен придворный художник Вильгельм Эрнст Дитрих (Wilhelm Ernst Dietrich, 1712 – 1774). Он возглавлял академию с 1765 по 1770 год, и именно в этот период удалось поправить дела и преодолеть упадок, начавшийся после окончания Семилетней войны. С ним пришел академический период в росписи и скульптуре. Художников отправляли в европейские центры для изучения современных тенденций во вкусе и моде, и в 1764 году Мануфактуре удалось нанять на работу французского скульптора Мишеля Виктора Асье (Michel Victor Acier, 1736 – 1799) в качестве главного скульптора и которому было предложено работать в том же статусе, что и Иоганн Иоахим Кендлер. Его наиболее известными помощниками были скульпторы Иоганн Карл Шенгейт (Johann Carl Schonheit, 1730 – 1805) и Христиан Готфрид Юхцер (Christian Gottfried Juchtzer, 1752 – 1812), а также художник Иоганн Георг Лехнинг (Johann George Loehning, 1743 – 1806). Иоганн Элизар Цейссиг, известный под именем Шенау (Johann Eleazar Zeissig, Schenau, 1737 – 1806) создал проекты множества сосудов и фигур.
Изменения в стиле подтверждают преимущественно красочно декорированная мелкая пластика и тематика, зачастую подсказанная моральными доктринами общества, в котором ведущую роль играет средний класс. Чуть позднее под влиянием идей Иоганна Иоахима Винкельманна (Johann Joachim Winckelmann, 1717 – 1768) началось изготовление скульптур из бисквитного фарфора, уменьшенные копии классической скульптуры и фигур в стиле неоклассицизм. На дизайн посуды также значительное влияние оказали эстетические идеалы классицизма, и формы сосудов отличались простотой, прямыми стенками и зачастую угловатыми очертаниями. Декорирование было спокойным и сдержанным. В угоду спросу поднимавшегося среднего класса создавались сувенирные и подарочные чашки. Граф Камилло Марколини (Count Camillo Marcolini, 1739 – 1814), будучи пажом, заслужил доверие и дружбу молодого Курфюрста Фридриха Августа III уже к 1763 году, и в 1774 году был назначен директором Майсенской фарфоровой мануфактуры, в 1780 году – директором академии художеств и директором художественной коллекции Курфюрста. Таким образом, с 1775 по 1814 год на мейсенский фарфор ставилась марка из скрещенных мечей и звезды, так называемая марка Марколини.
Источник: «Государственные коллекции предметов искусства Дрезден. КОЛЛЕКЦИЯ ФАРФОРА. Путеводитель по постоянной коллекции в Дрезденском Цвингере», 1998 г.
Фарфор Meissen (Мейсен)
Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году во
времена правления курфюрста Августа Сильного. Для светской Европы мейсенский
фарфор сразу же стал предметом культа. Немецкий твердый, или настоящий, фарфор,
изготавливаемый на заводе Meissen, неподалеку от Дрездена, в Саксонии (нынешняя
Германия) с 1710 года до настоящего времени. Это был первый настоящий фарфор,
успешно произведенный в Европе, до приблизительно 1756 года он доминировал в
стиле европейского фарфора. Трудно сказать точно, когда первые предметы из
фарфора появились в Европе. Зато точно известна дата и место создания
европейского фарфора - 1710 год, Саксония.
Фарфор - для жителей Запада, помимо того, что был предметом роскоши,
почитался как одно из величайших достижений культуры Востока и как одна из
величайших ее тайн. Когда в начале XVIII столетия в Германии смогли воссоздать
рецепт фарфора, для современников это событие было подобно чуду… «Белое золото»
- фарфор, отмеченный синими мечами - знаком знаменитой Мейсенской порцелиновой
мануфактуры, первого европейского производителя фарфора. Сегодня фарфор,
созданный в первые десятилетия существования немецкой мануфактуры, ценится
наравне с произведениями старых восточных мастеров.
В 1709 году началось одно из самых удивительных научных и коммерческих
приключений последних трех столетий, того самого приключения, что привело
Иоганна Фридриха Беттгера к открытию белого твердого европейского фарфора.
Многие выдающиеся личности были в числе последователей Беттера, и каждый из них
внес огромный личный вклад в техническое и художественное развитие фарфора
Meissen.
Особняком среди них стоят Иоганн Грегориус Герольдт (Johann Gregorius
Hoeroldt), художник и знаток химии цвета, разработавший около 10 000 светящихся
превращающихся в стекло пигментов на основе оксидов металлов – которые по сей
день используются при росписи фарфора Meissen, и Иоганн Иоахим Кендлер (Johann
Joachim Kaendler), невероятно одаренный скульптор, создавший множество фигур,
скульптур и обеденных сервизов, продолжающих существовать на протяжении 300
лет. В основном благодаря техническому и художественному мастерству этих двоих
людей каждая из моделей с ее несравненным богатством цвета и динамичности может
быть выполнена и в наши дни. Времена Герольдта и Кендлера, позднее барокко,
времена Баха, и рококо, и Моцарта могут с уверенностью называться золотым веком
мануфактуры Meissen.