Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Миниатюрная серия «Обезьянья капелла»

Миниатюрная серия «Обезьянья капелла». 17 фигур. Германия, VEB Aelteste Volkstedter Porzellanmanufaktur, конец 1970-х - начало 1980-х гг. Фарфор, роспись, золочение.


Высота дирижёра - 17 см. Остальные фигуры по 9-12 см.

История миниатюрной серии «Обезьянья капелла» 

Самым популярным мейсенским оркестром в миниатюре стала серия «Обезьянья капелла», существующая в нескольких вариантах. Первый датируется 1753 г, его автором является ведущий скульптор мануфактуры Иоганн Иоахим Кендлер (1706—1775). Оркестр состоит из дирижёра, четырёх певиц, флейтиста, кларнетиста, фаготиста, трубача, валторниста, скрипача, виолончелиста, обезьян, играющих на литаврах, треугольнике, барабане, лире, гитаре, клавесине, арфе всего 21 фигурка. Одетые по моде рококо обезьяны-артисты в белых париках увлечённо играют и поют. Их слегка вытянутые фигурки по пропорциям больше напоминают людей, нежели животных. Комичность персонажей усиливают точно схваченные характерные для музыкантов позы и энергичные жесты. В 1765 — 1766 гг. модельер Мейсенской мануфактуры Петер Рейнике (1711 — 1768) несколько переработал серию Кендлера и выпустил свою версию оркестра 2 демонстрирующую мастерство скульптора в проработке мелких деталей, передаче мимики музыкантов и певиц. В 2006 г., когда отмечалось 300-летие со дня рождения Кендлера, в Мей-сене была создана 22-я фигурка музыкант с тамбурином, выпущенная ограниченным тиражом в 300 шт. Её цена составляет £2253.3.

По поводу истории создания серии существует несколько легенд. Одна из них гласит, что однажды Кендлер был приглашён на обед к курфюрсту Саксонии Августу Сильному, где услышал ужасно фальшивящий оркестр. Тогда он и решил создать карикатуру на механически исполнявших свои обязанности музыкантов, а может быть, и на пронизанную фальшью придворную жизнь того времени в целом. Согласно другой версии, в основу была положена басня немецкого сатирика Готлиба Рабенера (1714—1771) о дрессировщике, обучившем обезьянок человеческим жестам и позам и дававшем с ними представления. В книге, посвященной Мейсенскому фарфору 4, сообщается, что оркестр Кендлера исполнен по рисункам Кристофа Хью и по мотивам его же картин «Обезьяний питомник». Модели первоначальной серии имеют в тесте цифры от I до 21, соответствующие порядковым номерам рисунков. Оцениваются эти фигурки, как сообщается в той же книге, от $4 300 до $6 450. Серия «Обезьянья капелла» представляет огромную ценность для знатоков и коллекционеров. Многие из них тратят огромное количество времени, сил и средств, пытаясь собрать весь комплект фигурок одного периода. (Кстати, в 1755 г всю серию заказала себе мадам де Помпадур.) Стоимость зависит от времени, качества исполнения и состояния.

Мейсенская мануфактура выпускала фигурки музицирующих обезьянок также в конце 1880-х начале 1890-х и в 1950-х гг. Эту серию неоднократно повторяли, варьируя первые образцы, все основные европейские мануфактуры. Однако мейсенский оркестр неизменно отличается от повторений более естественной пластикой, тонкой и изысканной по цвету росписью, тщательной проработкой деталей (пальчиков, коготков, мордочек, одежды). В музее Мейсенской мануфактуры хранятся все фигурки оркестра разных годов выпуска, а в магазине при ней продаётся оркестр в современном исполнении. Цены за одну фигурку колеблются в пределах € 1 500—2 500.