Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Блюдо для морепродуктов «Наяда». Италия, 1935-1944-е годы. Серебро, 800 проба. Вес - 1 800 грамм.
Артикул: 21-59-2. Цена: 375 000 рублей
Наяда - в древнегреческой мифологии: нимфа рек и ручьев.
Но кто вдали, нарушив тишину, Уснувшую волну Подъемлет и колеблет? Прелестная нагая Богиня синих вод — Наяда молодая.
А. Кольцов, Наяда
Серебро Италии
Унифицированные клейма (маркировка) на серебряных изделиях в Италии
появились намного позднее, чем в других европейских странах. Вплоть до своего
объединения в 1870 году страна представляла собой конгломерат небольших
княжеств, королевств и городов, носивших статус независимых государств.
Значительная часть Италии была поделена между Францией, Австрией, Испанией и
Ватиканом, причем границы постоянно менялись. В результате, маркировка серебра
была настолько сложна и разнообразна, что создать единую классификацию
историкам ювелирного дела так и не удалось.
Искусство и ремесла развивались в Италии на протяжении многих веков, но
история самого государства началась только в конце XIX века после объединения
разрозненных территорий. Документов о развитии итальянского ювелирного дела до
этого периода практически не сохранилось, в отличие от Великобритании, Франции
и Германии, где гильдии столетиями регулировали правила маркировки серебра и
фиксировали их на бумаге.
В 1872 году в стране вышел закон, вводивший единую систему клеймения
драгоценных металлов. Документ отменил обязательные проверки предметов из
серебра и ввел ряд знаков, которые было рекомендовано наносить на изделия.
Официальные органы проверяли работу мастеров крайне редко. Клеймо наносилось по
желанию ювелира, и единообразия в маркировке не было. Проба обозначалась
изображением коронованной женской головки в профиль, каждой был присвоен свой
номер. Дизайн клейм несколько отличался. На изделиях из серебра 800-й пробы
пространство вокруг рисунка было заметно вдавлено в металл и ставилась цифра 3,
более дорогие 950-я и 900-я проба маркировалась выпуклым клеймом и
соответственно цифрами 1 и 2.
Обычно ювелиры пренебрегали рекомендованными правилами по причине
необязательности их исполнения. Мастера предпочитали ставить на изделиях пробу
цифрами, иногда заключая клеймо в овал.
Несмотря на отсутствие единообразия, происхождение итальянских серебряных
изделий конца XIX — начала XX веков установить достаточно просто. Большинство
ювелиров разрабатывали для себя собственные клейма, включая в них свои имена,
названия городов, а иногда и полный адрес мастерской. Часто использовалась
фигурные буквы и числа, по которым можно было легко определить изготовителя
изделия. В итоге, на предмете могло не быть официального клейма, но зато была
отражена вся информация о его происхождении.
В 20-е годы к власти в Италии пришло радикальное правительство во главе с
Бенито Муссолини (Benito Amilcare Andrea Mussolini), которое поставило задачу
навести порядок в маркировке серебра. Новые правила клеймения были утверждены в
1935 году. Маркировка 800 теперь располагалась внутри овала, а также стали
использовать шестигранник, содержащий идентификационный номер производителя,
луч littorio (символ фашизма) и инициалы — аббревиатура провинции, в которой
был изготовлен объект. С окончанием периода фашизма в 1944 году и до 1968 года
продолжают использовать ту же маркировку 800 внутри овала и шестигранник,
содержащий идентификационный код изготовителя с инициалами провинции, в которой
был изготовлен объект, но в шестиграннике исчезает луч littorio.
Законодательство 1968 года внесло очередные коррективы в клейма на
серебряных изделиях в Италии. Маркировка 800 или 925 всегда заключена в овал,
но форма шестигранника изменилась — внутри появилась звезда, затем номер
производителя и, наконец, аббревиатура из начальных букв провинции, где
изготовлено изделие. Эта маркировка используется до сих пор.