Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Декоративная ювелирная композиция «Карета»

Декоративная ювелирная композиция «Дворцовый экипаж, запряженный четверкой лошадей». Австрия, Вена, вторая треть ХХ века. Стерлинговое серебро 925 пробы, гальваническое золочение, полировка, чеканка, гравировка, резьба, литьё, ковка, скань, пуансирование, эмаль кобальтового цвета, ткань красного цвета (на обороте поставки»; жемчуг, лазурит, бирюза, гранаты, аметисты, топазы, горный хрусталь, кораллы, тигровый глаз, сердолик и другие полудрагоценные камни и минералы.

Размер: 22х80х26 см.

Произведение искусства находиться в частной коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.

Имеется экспертное заключение эксперта по культурным ценностям, лицензированный «Росохранкультурой» МК РФ – Малаевой З.Г.

Сюжетом ювелирной композиции является жанровая сцена, передающая передвижение по загородной местности парадной (возможно, королевской) кареты, запряженной четверкой лошадей в упряжке цугом. На козлах кареты восседает кучер, управляющий лошадьми, сбоку скачет на лошади слуга, сопровождающий карету. На подставке композиции с лицевой стороны, как бы сбоку от кареты и по обочине дороги громоздятся кусты и различные растения, сухие ветки и валуны, выполненные из серебра, полудрагоценных прозрачных и поделочных глухих камней и минералов. Это окружающее карету композиционное пространство обладает определенной линейной перспективой и напоминает отчасти театральную декорацию, уподобленную природе загородного леса и имитирует грунтовую дорогу. При взгляде на это авторское изделие из различных драгоценных материалов, создается ощущение визуальной реконструкции вполне реальной исторической ситуации XVI – XVIII столетии – пышный выезд парадной или дворцовой кареты с четверкой лошадей и слугами. Очевидно, что столь сложный в исполнении предмет декоративно-прикладного искусства с большей долей художественной фантазии и ручного труда, с использованием самых дорогих и драгоценных материалов, не говоря уже о целом спектре сложных ювелирных техник, является уникальной в наши дни ювелирной работой своего времени.

Исходя из визуального искусствоведческого, технико-технологического и сравнительного анализа с похожими ювелирными предметами XIX века (венскими шкатулками в виде карет с расписной эмалью и др. предметами), а также с учётом художественной стилистики изделия, данный декоративный объект должен быть датирован периодом довоенного австрийского ювелирного производства – второй третью ХХ века (возможно, до начала Второй Мировой войны в 1939 году) и отнесен к работе венского мастера-ювелира. Выполненная из 925 пробы серебра (стерлинговое серебро), представлявшего высшую пробу этого драгоценного сплава в изделиях европейских ювелиров первой половины ХХ века, композиция «Дворцовый экипаж, запряженный четверкой лошадей», без сомнения, относится к разряду дорогостоящих подарочных вещей элитного характера и является эксклюзивной работой австрийского мастера. В этой оригинальной декоративной композиции прослеживается прямое следование традициям «старой Вены», а именно, её ювелирному делу второй половины XIX века, когда создавались самые разные репрезентативные предметы интерьера из серебра с эмалью, рассчитанные на вкусы богатой австрийской буржуазии и аристократии. Именно для них создавались предметы и аксессуары для пышной сервировки стола, настольные вазы и кубки, каминные часы, миниатюрные ширмы, шкатулки в виде карет, будуарные настольные шкафчики, табакерки, вазы для фруктов в форме фрегатов и пр. Иногда расписанное эмалью серебро обрамляло хрустальные детали предметов или сочеталось с плоскостями, инкрустированными драгоценным или полудрагоценным камнем.

В данной композиции «Дворцовый экипаж, запряженный четверкой лошадей», выполненной во второй трети ХХ века, мастер-ювелир, в соответствии с венской традицией очень точно и скрупулезно передает внешний облик, художественный декор и конструктивно-технические особенности средневекового европейского транспорта – старинной кареты. Возможно, образцом для его творчества служат сохранившиеся в музеях старинные кареты или их изображения в живописи и гравюрах. В качестве известного примера можно привести двухместную коронационную карету российской императрицы Елизаветы Петровны, которая была для этого случая изготовлена именно венскими мастерами в 1741 – 1742 годах. Кареты всегда были дорогим видом транспорта и принадлежали исключительно знати и титулованным особам, каждый выезд которых отличался необыкновенной роскошью и помпезностью – любое титулованное лицо выезжало в карете, запряженной в четыре или шесть лошадей, при этом с кучером и двумя форейсторами. Именно такая историческая ситуация отражена венским ювелиром в данном драгоценном изделии с названием «дворцовый экипаж, запряженной четвёркой лошадей», в котором присутствуют 4-е лошади и двое слуг, один из которых верхом на лошади, преодолевающий препятствие из связанных брёвен.

Следует, отметить, что сама карета подвешена на рессорах и поэтому подвижна, дверцы кареты застеклены и имеют миниатюрную поворотную ручку для открывания, внутреннее пространство кареты богато отделано с использованием разных ювелирных техник (гравировка, резьба, литьё, эмаль). В общей композиции использовано много гравированного растительного орнамента, накладного литого декора в виде побегов, листьев и завитков, все мелкие детали с растительным рельефным и чеканным декором, любая мелочь в этой «картинке с натуры» выполнена на виртуозном ювелирном уровне. Декоративная композиция «Дворцовый экипаж, запряженный четвёркой» имеет хорошую сохранность. Подобного рода венские изделия из серебра с эмалью были всегда популярным предметом экспорта и могли выполнить почетную миссию дипломатического подарка. В наши дни лучшие образцы изделий австрийского серебра с эмалью входят в собрания крупнейших музеев классического и прикладного искусства, также выставляются на торги ведущими аукционными домами мира Sotheby's и Christie's.

Имеет антикварное значение. Представляет историко-культурный, художественный, музейный и коллекционный интерес.