Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Бакст Л.С. «Античное божество»

Бакст Лев (Леон) Самойлович (1866-1924) «Композиция с фигурой античного божества». 1910-е – начало 1920-х годов. Бумага, наклеенная на фабричную (бумага на картоне), графитный карандаш. Размер: 31,2х24 см.; размер основы: 44,5х28,8 см.

Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра, просим уточнять по телефону.

Справа в нижнем углу имеется авторская подпись: «Bakst». Справа вверху авторская надпись: «ORPHEE HYMEN».

Рисунок исполнен в два этапа: фигура античного божества в иератической позе исполнена на листе (бумаге верже), характерной для работ художника начала 1910-х годов, на листе имеется подпись и авторская надпись, связывающая рисунок с оформлением спектакля «Орфей» (1914 г.). Характер карандашного рисунка близок эскизам костюмов к этой постановке (Музей личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина). Вторую часть авторской надписи можно прочитать как «HIMENEY». Гименей, согласно либретто, является действующим лицом в 1 действии балета-мимодрамы «Орфей», однако изображенная на эскизе фигура отличается от классического истолкования этого образа. Необходимо отметить, что зачастую бакстовская трактовка античных источников была достаточно вольной, поэтому можно допустить, работа является эскизом костюма Гименея.

Лист с рисунком фигуры, скорее всего, несколько позднее, был наклеен на основу фабричного производства (бумага на картоне), на которой изображение было продолжено обобщенными беглыми эскизными линиями, которыми художник часто работал на периферии композиций. Получившаяся в итоге композиция зафиксирована в акварельном варианте 1921 года, имеющем авторское название «Пан» (частное собрание), предназначенном, как следует из пометок на полях, для полиграфического воспроизведения.

Известно, что планировавшаяся в 1914 году в Мариинском театре постановка лирической мимодрамы-балета Ж. Роже-Дюкаса «Орфей» в оформлении Л. Бакста не была осуществлена. Эскизы костюмов и уменьшенные варианты декораций были посланы Бакстом из Швейцарии М. Фокину (ныне большая часть из них хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина, МЛК). Музыка написанного в 1913 году по заказу Маринского театра балета и посвященная композитором А.И. Зилоти, прозвучала в Петербурге в концертном исполнении под управлением последнего в 1914 году. Целиком «Орфей» был осуществлен антрепризой Иды Рубинштейн на сцене парижской Опера в 1926 году (Костюмы А.Н. Бенуа. Декорации Ореста Аллегри по эскизам А.Я. Головина. Постановка Михаила Фокина. Премьера 11.06.1926). Возможно, идея возвращения к неосуществленному балету появилась несколько ранее, в ту пору, когда главным художником, а, по сути, художественным руководителем, труппы Иды Рубинштейн был Бакст. В начале 1920-х годов Бакст возобновил для этого коллектива несколько своих более ранних постановок, например, создал новый вариант мистерии «Мученичество Святого Себастьяна на музыку К. Дебюсси (1922 г.), и новые произведения на античную тему — «Федра» (1923 г.), «Смущенная Артемида» (1922 г.), в которой он являлся и автором либретто.

Исследователи отмечают склонность Льва Бакста к самоповторам, «воспроизведение особенно удачных с точки зрения Бакста эскизов костюмов, встречалось у него постоянно». Данный рисунок, является примером подобного повторного использования художником своих ранних работ и связан с активной работой Бакста над античными балетами в начале 1920-х годов.

Работа Льва Самойловича Бакста «Композиция с фигурой античного божества» имеет несомненное музейное и антикварно-коллекционное значение.

Биографическая справка


Бакст Лев (Леон) Самойлович (настоящая фамилия - Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866–1924) - русский художник и сценограф.

Родился в Гродно в 1866 году в семье мелкого коммерсанта. Учился в гимназии, был вольнослушателем в Академии Художеств, но, разочаровавшись в академической подготовке, покинул это заведение. Занимался живописью самостоятельно, подрабатывая иллюстратором детских книг и журналов.


Впервые представил свои работы на выставке в 1889 году, приняв в качестве псевдонима сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер).


В начале 1890-х годов выставлял свои работы, в основном, пейзажи, в «Обществе акварелистов». С середины 1890-х годов примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся вокруг С. Дягилева и А. Бенуа, и в дальнейшем стал одним из инициаторов создания «Мира искусства».


Именно графические работы для журнала «Мир искусства» принесли Л.С. Баксту широкую известность. Бакст внес волнистую линию модерна и почти восточное пристрастие к плоскостному рисунку и ярким краскам в мир садов, архитектурных перспектив и развевающихся драпировок, излюбленный художниками, близких «Миру искусства».


Художник продолжал заниматься и станковой живописью, исполнив множество графических и живописных портретов известных писателей и художников — Ф.А. Малявина (1899 г.), В.В. Розанова (1901 г.), Андрея Белого (1905 г.), З.Н. Гиппиус (1906 г.) и других.


По необходимости содержать семью, — овдовевшую мать и малолетних братьев и сестер, Бакст стал учителем рисования детей великого князя Владимира, а в 1902 году получил от царя заказ — изобразить «Встречу русских моряков» в Париже.


Период с 1893 по 1899 год провел в Париже, при этом часто наезжая в Петербург.


В 1898 году Лев Бакст выставляется на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной С.П. Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, до 1910 года — в выставках «Союза русских художников», а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.


В годы первой русской революции сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон», затем оформлял журналы «Золотое руно» и «Аполлон». Занимался книжной графикой и декоративным искусством, оформляя интерьеры и выставки.


К концу 1900-х годов Бакст ограничил себя работой в театре, благодаря которой и вошел и вошел в историю как выдающийся театральный художник. Дебютировал в театре он еще в 1902 году. Позднее художник делал театральные костюмы для артистов (например, для Анны Павловой).


Бакст стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева» и создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909 г.), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910 г.), «Нарцисс» (1911 г.), «Дафнис и Хлоя» (1912 г.) и другим, поражавших зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.


Все эти годы Бакст проживал в Европе, что было вызвано необходимостью находиться возле балетной труппы, а также тем, что, как еврей, он не имел вида на жительство в Петербурге.


В 1914 году Бакст был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств.


Нараставшее напряжение в отношениях Л.С. Бакста и С.П. Дягилева привели к тому, что в 1918 году художник был вынужден покинуть труппу.


Умер Лев Самойлович Бакст 27 декабря 1924 года в Париже от отека легких.