Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960) «Горный пейзаж. Этюд». Первая четверть ХХ века. Бумага, акварель. Размер: 21,2х29,3 см.
Артикул: 20-86-8. Цена: 675 000 рублей
Имеется экспертное заключение Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР).
Справа внизу подпись: «Александръ Бенуа», выполнена пером коричневыми чернилами.
Работа выполнена в один сеанс. Передача освещения, темп работы, обобщенность трактовки природных форм, свежесть передачи натурного впечатления позволяют рассматривать данную акварель как натурный этюд.
Орфография подписи дает основание отнести этюд к периоду до эмиграции художника во Францию (1926 г.).
Произведение выполнено на высоком профессиональном уровне и имеет несомненное музейное значение.
БЕНУА Александр Николаевич (4 мая 1870 г., Санкт-Петербург, Российская империя — 9 февраля 1960 г., Париж, Франция)
Г.С. Верейский. Портрет Александра Бенуа, 1924 год
Бенуа Александр Николаевич (фр. Alexandre Benois) —
русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и
главный идеолог объединения «Мир искусства».
Родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора
Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А.К. Кавоса.
Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества. В 1885—1890
годах учился в частной гимназии К.И. Мая, где познакомился с будущими
соратниками по «Миру искусства» Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем и
Константином Сомовым.
Некоторое время в 1887 году был вольнослушателем Академии художеств, но не
закончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая.
Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством
старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет
Санкт-Петербургского университета.
Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание
специалистов в 1893 году. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка
искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История
живописи XIX века». В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во
Францию, где написал «Версальские серии» — картины, изображающие прогулки по
парку «короля-солнца» Людовика XIV. В 1897 году Бенуа приобрёл известность
благодаря серии акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанной под
впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были
приобретены П.М. Третьяковым. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир
искусства», основал одноимённый журнал. Вместе с С.П. Дягилевым, К.А. Сомовым и
другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и
пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Объединение
привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам,
подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства.
Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи,
в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища
России». Бенуа — один из самых значительных художественных критиков начала XX
века, ввёл в оборот термины «авангард» и «русский сезаннизм».
В 1903 году Бенуа создал один из шедевров отечественной книжной графики —
серию иллюстраций к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Однако они были
отвергнуты как «декадентские». Иллюстрации приобрёл С.П. Дягилев и напечатал их
вместе с поэмой в журнале «Мир искусства» (1904 г. № 1). Рисунки Бенуа «произвели
фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа».
В 1905 году художник продолжил работу над иллюстрациями — для издания,
выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в
1916 году — для Общины св. Евгении. В 1917-м году книгу набрали в типографии
Р.Р. Голике и А.И. Вильборга, но предприятие это было национализировано, и
книга увидела свет только в 1923 году — под маркой Комитета популяризации
художественных изданий. Печаталась она в Государственной типографии им. Ивана
Фёдорова под наблюдением её директора В.И. Анисимова и при содействии
Петроградского отделения Госиздата. В книгу вошло 37 рисунков Александра Бенуа.
В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не
единственная его крупная работа для детей. Художник трудился над ней около
года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и
что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном
Колей, впоследствии известным театральным художником.
«Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года,
производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. По некоторым
сведениям, 34 хромолитографии с золотом и серебром были отпечатаны в
сотрудничестве с типографией И. Кадушина. На книгу была установлена высокая
розничная цена — 3 рубля. Тираж составил 2500 экземпляров.
В 1908—1911 годах — Бенуа стал художественным руководителем «Русских
сезонов» С.П. Дягилева, прославивших за рубежом российское балетное искусство.
В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой
повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями Бенуа. Основой
оформительского замысла служат шесть страничных иллюстраций, где проходит
главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини;
вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей; стремительный проход
Германна через спальню мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш
у Чекалинского; символическое изображение Смерти. Превосходно скомпонованные,
звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
Художник подробно, продуманно, с любовью воспроизводит городскую
архитектуру, костюмы, быт пушкинского времени. В иллюстрациях заметно и влияние
театра: над игорным столом в шестой главе пролетают вполне театральные Чёрт и
Фортуна, а завершающая листовая иллюстрация — Смерть задёргивает театральный
занавес и гасит свечи, последний музыкант уходит из оркестровой ямы — рождает
прямую аналогию с финалом спектакля.
Хотя впоследствии критики не раз отмечали недостатки иллюстраций к «Пиковой
даме», «графический наряд» которой представлялся им слишком пышным, картинным и
несколько тяжеловесным для «„нагой прелести“ пушкинского текста», тем не менее
выход книги стал значительным событием русской художественной жизни начала XX
века, а современники Бенуа видели в ней живое воплощение духа артистизма.
После Февральской революции 1917 года Бенуа принимал деятельное участие в
работе различных организаций, связанных с охраной памятников искусства и
старины.
В 1919 году Бенуа возглавил картинную галерею Эрмитажа, издал её новый
каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в
частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского
Большого драматического театра. Последней работой Бенуа в театрах советской
России стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в БДТ.
В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции —
альбом «Версаль», где акварели художника сопровождаются его же текстом. В
издание включены 26 акварелей художника; помимо этого, вступительную статью и
список рисунков сопровождают заставки и концовки — они отпечатаны в технике
цинкографии. Бенуа оформил также титульный лист с заставкой аллегорического
содержания и девизом Людовика XIV «Nec pluribus impar» («Не уступающий и
множеству») и иллюстрированную обложку.
Версаль был одной из любимых тем художника. В основе данной работы —
многочисленные натурные наблюдения: ещё в октябре 1896 года Бенуа совершил свою
первую поездку в Париж, где зарисовал виды Версаля, положившие начало его
знаменитым версальским сериям.
Версаль для Бенуа — олицетворение гармоничного единения человека, природы и
искусства. В статье, предваряющей альбом, он так формулирует эту важную для
него мысль: «…Версаль — не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма
влюблённого в природу человечества, властвующего над этой самой природой…
монументальный гимн мужественной силе, вдохновляющей женской прелести,
объединённым человеческим усилиям для общих целей».
В 1925 году принял участие в Международной выставке современных
декоративных и промышленных искусств в Париже.
В 1926 году А.Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами
театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С.П.
Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В
эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала.
В этот период он создал серию видов Петербурга и его пригородов под общим
названием «Воспоминания». Иллюстрировал книги русских и французских авторов —
«Страдания молодого Вертера» («Les souffrances du jeune Werther») А. Моруа
(1926), «Уроки любви в парке» («La leçon d’amour dans un parc»), 1927,
«Григорий Орлов» А. Попова (1946). В 1927 г. много работал над циклом акварелей
к роману А. де Ренье «Грешница» («La pécheresse»). В 1945 году создал сюиту из
сорока четырёх акварелей к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Эти
последние книги так и не вышли в свет — оригиналы рисунков первой хранятся у
Рене Герра, несколько акварелей к обеим книгам сохранились и в фондах
Российского государственного архива литературы и искусства. В целом книжных
работ парижского периода у Бенуа не так много и они не такие яркие, как в
дореволюционные годы.
В последние годы жизни художник трудился над мемуарами «Мои воспоминания»,
на страницах которых воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий
Серебряного века. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа
размышляет… Статьи и письма 1917—1960 гг.». Бенуа скончался 9 февраля 1960 года
в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.