Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Дейнека Александр Александрович (1799-1969) «Обнаженная» (эскиз к картине «Купальщицы» 1952 года). СССР, конец 1940-х – начало 1950-х годов. Бумага, сангина. Размер: 42х29 см.
Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и дату просмотра просим уточнять по телефону.
Имеется экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы (НИНЭ) имени П.М. Третьякова.
Сравнение данной работы с эталонными произведениями А.А. Дейнеки из музейных и частных собраний выявило не только несомненное сходство в характере рисунка, способах построения объёмов и пространства, но и в типе основы с рисунками 1950-х годов из собрания Курской картинной галереи – «Натурщица на коленях», «Натурщица со спины». Работа с натурой – неотъемлемая часть творческого метода Александра Александровича Дейнеки.
Дейнека А.А. «Купальщицы», 1952 год
В 1952 году художник создал картину «Купальщицы» (Львовская картинная галерея) для этого полотна А.А. Дейнека создал обширную серию, эскизов и этюдов, к которой может быть отнесен и данный набросок.
Рисунок также опубликован в монографии по творчеству А.А. Дейнеки как находящийся в собрании вдовы художника Елены Павловны Волковой-Дейнеки (1921-2011). (Наш Дейнека. Живопись. Живопись. Графика. Скульптура. Москва: «Константа», 1999. С. 95, № 274).
Рисунок «Обнаженная» имеет несомненное музейное значение как характерный образец вспомогательной графики художника.
ДЕЙНЕКА Александр Александрович (8 мая 1899 г., Курск – 12 июня 1969 г., Москва)
Дейнека А.А. «Автопортрет»
Дейнека Александр
Александрович — живописец,
график, художник-монументалист, скульптор. Родился в семье рабочего-железнодорожника. Учился в
железнодорожном училище, одновременно посещал художественную студию. В 1915 году переехал в Харьков, поступил в Харьковское художественное училище, занимался у
М.Р. Пестрикова и А.М. Любимова. В 1918 году возвратился в Курск. Некоторое время
работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнаробраза. В 1919–1920 гг. служил в Красной Армии, где руководил художественной студией при Курском
политуправлении и «Окнами РОСТа»: делал плакаты, оформлял агитпоезда. В 1921 году был командирован в Москву для продолжения художественного образования на
полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа, в 1921–1925 гг. занимался под руководством
В.А. Фаворского и И.И. Нивинского. В это же время познакомился с В.В.
Маяковским. В 1924 году в составе «группы трех» (А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, А.Д.
Гончаров) принял участие в Первой дискуссионной выставке.
С середины 1920-х годах много работал в области журнальной и плакатной
графики, сотрудничал с журналами «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор»,
«Красная нива». В 1925 году стал одним из организаторов Общества станковистов (ОСТ),
которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета»,
«стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). В Общество, помимо Дейнеки,
вошли также Ю.И. Пименов, А.Д. Гончаров, П.В. Вильямс, А.А. Лабас, Д.П.
Штеренберг, Н.Ф. Денисовский и другие. С 1925 по 1928 гг. участвовал во всех
четырех выставках объединения в Москве, а также в международных выставках в
Дрездене (1926 г.), Лейпциге (1927 г.), Кельне (1928 г.), Нью-Йорке (1929 г.).
В 1929 году А.А. Дейнека вышел из состава ОСТа и вступил в художественное
объединение «Октябрь». В 1931–1932 годы стал членом Российской ассоциации
пролетарских художников. С 1928 года преподавал во ВХУТЕИНе (до 1930 г.) и Московском
полиграфическом институте на отделении плаката (до 1934 г.). Занимался книжной
графикой, в частности создал иллюстрации к книгам Н. Асеева «Кутерьма», А.
Барбюса «Огонь» и Г.Ф. Байдукова «Через полюс в Америку».
В 1934 году совершил творческую поездку в Севастополь, в 1935 году был
командирован в США, Францию, Италию. В 1937 году получил золотую медаль на Всемирной
выставке в Париже за панно «Знатные люди Страны Советов». Годом позже создал
мозаичный цикл «Сутки советского неба» для станции московского метрополитена
им. Л.М. Кагановича «Маяковская», в 1939 году — роспись плафона для ресторана
Центрального театра Советской армии.
С 1934 по1946 гг. преподавал в Московском художественном
институте им. В.И. Сурикова. В 1942 году совершил поездку на фронт, создав по
зарисовкам графический цикл «По дорогам войны». В 1943 году выполнил мозаики для
станции метро «Новокузнецкая». В мае 1945 года предпринял творческую командировку в
Берлин. После войны избран действительным членом Академии художеств СССР. В
1945–1952 гг. преподавал в московском институте прикладного и декоративного
искусства (в 1945–1948 гг. занимал также пост ректора Института), в 1953–1957 гг. — в
Московском архитектурном институте. В 1956 году возвратился в Московский
художественный институт им. В.И. Сурикова, где возглавил мастерскую
монументальной живописи.
В конце 1940-х — начале 1950-х годов работал как скульптор в дереве,
майолике, бронзе, фарфоре, цементе. Создал мозаики для фойе актового зала
Московского университета (1956 г.), фойе Дворца Съездов в Кремле (1961 г.). В 1964 году за
мозаичные работы «Хорошее утро» и «Хоккеисты» был удостоен Ленинской премии.
В 1962–1966 годы занимал пост вице-президента Академии художеств
СССР. В 1965 году совершил путешествие по Италии. В том же году оформил мозаикой
фасад санатория в Сочи. В 1969 году был удостоен звания «Герой Социалистического
труда». Незадолго до смерти (5 июня 1969 г.) в залах Академии художеств СССР
открылась персональная выставка мастера.
12 июня 1969 года Александр Дейнека умер в Москве, похоронен на
Новодевичьем кладбище.
Обширная ретроспективная выставка произведений Дейнеки прошла в
2001 году в Государственной Третьяковской галерее.
А.А. Дейнека — крупнейший мастер советского искусства. В
творчестве художника 1920-х годов в полной мере воплотились идеи и художественные
принципы ОСТа. Для его индивидуального стиля характерны динамичный ритм,
подчеркнутая предметность, любовь к резким ракурсам. Не будучи связанным с
живописной традицией (Дейнека учился на полиграфическом отделении у Фаворского
и Нивинского), он привнес в свою живопись чисто графическое понимание формы,
благодаря чему его станковые картины по выразительности и лаконизму близки
искусству плаката.
В его произведениях воплотился весь дух советской истории 1920-х
— 1950-х годов, ее наглядные лозунги и призывы. Центральными в творчестве А.А. Дейнеки
были темы индустриализации, спорта, революционной истории. В 1930-х — 1940-х годах отошел от ОСТовской эстетики, его творчество утратило ярко выраженную
конструктивную построенность ранних работ, хотя периодически художник
возвращался к своей манере 1920-х годов (например, в картине «Оборона Севастополя»).
Произведения Александра Александровича Дейнеки находятся во
многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее,
Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Курской картинной галерее
им. А.А. Дейнеки.