Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Фешин Н.И. «Обнаженная на коленях»

Фешин Николай Иванович (1881-1955) «Обнаженная на коленях». 1910-е годы. Бумага «верже» на картоне, уголь. Размер: 43х29 см.

Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра, просим уточнять по телефону.

ФЕШИН Николай Иванович (26 ноября [8 декабря] 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния; в 1976 перезахоронен в Казани)


Николай Фешин. Автопортрет, 1920 год

Николай Иванович Фешин — русский и американский художник. Живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна. Николай Фешин родился в Казани в семье, причастной к художественному мастерству. Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам.

В четырнадцать лет Н.И. Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 году по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И.Е. Репина. В Казань он вернулся преподавателем. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Здесь он стал действительным членом Академии художеств. Но Казань, город, хотя и являвшийся в то время культурным и административным центром Поволжья, все же не был городом столичным. Вот что пишет сам Николай Фешин в своей автобиографии: «В Казани мы, студенты, варились все время в собственном соку, никогда не видя ни последних выставок, ни картин, которые заслуживали того, чтобы их посмотреть. Нетрудно представить, каким чудодейственным городом представлялся мне Петербург с его первоклассными музеями, театрами и другими ценностями». Но странно то, что, учась в Петербургской Академии художеств, он не выполнил ни одной работы, связанной с этим прекрасным и величественным городом. Будучи посланным Академией художеств за границу, он не был очарован ни Парижем, ни Германией, ни Италией. Дочь художника Ия вспоминала: «Не было ничего такого особенного, чем бы отец был восхищен. Ему не нравился Париж. Там не было ничего, что впечатлило бы его. Он был в Италии, и только в Неаполе рыбный базар заинтересовал его». Фешин во время учебы в Академии почти в каждом году его пребывания в ней брал отпуск для поездок по России «с целью художественных работ с натуры». За исключением 1903 года, когда он побывал в Сибири, основные места его поездок – все то же, родное ему, среднее Поволжье и Нижегородский край. Также и в Америке: наиболее продуктивным периодом его творчества был Таосский период, где им выполнены самые великолепные произведения - портреты местных жителей.

Черты зрелого стиля Н.И. Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н.М. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу. В этих картинах определился не только язык, но и главная тема творчества Фешина — человек в его разных ипостасях: создание природы и творение культуры.

Николай Фешин — художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читается и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции. Все трансформировано в единую систему, где основным является соединение натурных впечатлений с условной режиссурой. Процесс важнее результата, поэтому работы часто не закончены, либо «как бы» не закончены; создание произведения не останавливается во времени и свершается на наших глазах. С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе и после Европы возвращается в родной город. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан), великолепные работы 1910—1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИИ РТ). В женских портретах 1917 года (Т. Поповой, ГМИИ РТ; M-lle Жирмонд, частная коллекция, Таос) предельно интенсифицируются эстетические переживания. Революция повлияла на смену тем. Фешин пишет серию исторических портретов по заказам советских учреждений: деятели революции и великие музыканты. Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность.

Следующий период творчества Николая Фешина связан с США. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926 гг.), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы — Фешин даже вел специальный мастер-класс. Он участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Работы покупали чуть ли не с мольберта. Его моделями хотели быть кинозвезда Лилиан Гиш, популярная романистка Уилла Катер и многие другие. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, — портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США).

Но все же главным местом в Америке для художника стал Таос. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Семья Фешиных объездила половину Америки в поисках подходящего варианта, но все было не то. Друг-художник Янг-Хантер попросил Мэйбл Додж Люхан — богатую даму, покровительницу искусств, пригласить Фешиных в Нью-Мексико, в Таос. Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. Это происходит почти со всеми, кто оказывается в Таосе, небольшом поселении, окруженном горной цепью Сангри де Кристо, от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде. Мощь природы, индейская культура, испанские поселения — все смешалось в особый коктейль. Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Решая проблему идентификации американского искусства, они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев, испанскую архитектуру. К моменту приезда Фешиных это была цветущая художественная колония, которая, благодаря Мэйбл Додж, превратилась в международную и стала одним из центров американского модернизма. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. Интенсивнее работать просто невозможно. Все кончилось, когда Александра попросила развод. Оставив дом и мастерскую, они с дочерью, которая предпочла быть с отцом, оказались ни с чем. Все опять нужно было начинать заново. Фешина вновь спасло искусство. И он будет еще двадцать лет жить в Лос-Анжелесе, будут новые работы, поездки и увлечение Востоком. Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Фешин тихо умер во сне.

Источник: по материалам статьи Тулузаковой Г.П. Журнал «Русское искусство» за 2004 год. «Русский американец Николай Фешин».