Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Маковский Константин Егорович (1839-1915) «Девочка с корзиной». Конец XIX века. Картон, акварель, белила. Размер: 20х15 см.
Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просим уточнять по телефону.
Имеется экспертное заключение Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.
В левом верхнем углу расположена подпись: «C. Makowsy». По способу начертания соответствует автографам Константина Егоровича Маковского (1839-1915).
Данная акварель опубликована в монографии «Константин Маковский. Большая коллекция» (М., 2007) под названием «Головка девочки в платке» (№267), с. 29. Акварель имеет несомненное музейное значение.
МАКОВСКИЙ Константин Егорович (2 июля 1839 г., Москва - 17 сентября 1915 г., Петроград)
Автопортрет 1856 года
Константин Егорович Маковский — русский живописец, один из
ранних участников товарищества передвижников.
Родился в Москве. Сын деятеля искусств и художника-любителя, Егора
Ивановича Маковского, одного из основателей «натурного класса» на Большой
Никитской, ставшего впоследствии Училищем живописи и ваяния, а после 1865 года
Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Брат живописцев Александры,
Николая и Владимира Маковских. Младшая сестра художника, Мария Егоровна
Маковская была актрисой. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий
Тропинин. Позднее Константин Маковский писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю
обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».
В 1851 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где, став
первым студентом, легко получил все возможные награды. Его учителями были М.И.
Скотти, А.Н. Мокрицкий, С.К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность
К.Е. Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием
Брюллова.
В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в
Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках академии с такими
картинами как «Исцеление слепых» (1860) и «Агенты Димитрия Самозванца убивают
сына Бориса Годунова» (1862). В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими
студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии,
отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии («Бунт четырнадцати»)
и покинул академию, не получив диплома.
Чуть позже он присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном
Крамским, создавая картины из повседневной жизни (Вдова, 1865 г., Продавец
сельди, 1867 г. и т. д.), а в 1870 году — к «Товариществу передвижных
художественных выставок». Константин Маковский выставляет свои работы как на
выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.
Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и
Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и
психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.
В 1880-х годах Константин Маковский приобретает известность как модный
автор портретов и исторических картин и становится одним из самых
высокооплачиваемых российских художников того времени. На Всемирной выставке
1889 года в Париже он получает Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана
Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Некоторые критики-демократы
рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создававшего, подобно
Генриху Семирадскому, поразительные на вид, но поверхностные по смыслу работы.
В 1915 году, наряду со многими другими художниками своего времени, участвует
в учреждении Общества возрождения художественной Руси. В сентябре того же года
Константин Маковский, став жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался
трамвай), скончался в Петрограде. Похоронен на Никольском кладбище
Александро-Невской лавры (могила не сохранилась).