Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Неизвестный художник «Динарий кесаря» (копия с картины Тициана). Россия, вторая половина ХХ века. Бумага на оргалите, акварель. Размер: 57х42,2 см.
Артикул: 20-77-4. Цена: 45 000 рублей
Тициан «Динарий кесаря»
Тициан «Динарий кесаря», 1516 г. Холст, масло. Размер: 75х56 см.
Галерея старых мастеров, Дрезден
«Динарий кесаря» (итал. Cristo della moneta) — известная картина великого
итальянского художника Тициана, написанная им около 1516 года. Подпись на
картине: «TITIANUS F».
Картина была написана для герцога Феррары Альфонсо д’Эсте. По
свидетельству Вазари, она украшала дверцу шкафа с коллекцией античных монет в
кабинете герцога. Картина является первым заказом герцога у Тициана. В 1598
году картина перешла в коллекцию семьи д'Эсте в Модене. В 1746 году куплена для
дрезденского королевского собрания.
По всей видимости, сюжет картины был предложен заказчиком,
избравшим слова Христа: «Воздайте Богу Богово, а кесарю кесарево» — лозунгом в
борьбе с римскими папами, пытавшимися вернуть давно уже утраченную власть над
Феррарой, формально входившей в число папских владений. Однако очевидно, что
Тициана взволновал глубокий философский смысл сюжета. Все усугубляющиеся
противоречия жизни Италии заставляют мастеров начала XVI века острее ощущать
драматическое несовпадение гуманистических идеалов и окружающей
действительности.
В годы Второй мировой войны картина, как и все остальные
экспонаты Дрезденской галереи, сильно пострадала и была вывезена в СССР, в ГМИИ
им. А.С. Пушкина, где была отреставрирована народным художником СССР Павлом
Кориным.
Ещё в конце XV века Леонардо противопоставляет в своей Тайной
вечере человеческое благородство и человеческую низость. Тициан, остро
чувствовавший своё время, не мог не заметить эти противоречия. Уже в его
падуанских фресках появляется тема столкновения светлого и тёмного начал,
решённая в эпически-светском плане. В «Динарии кесаря» она решается в ином,
глубоко психологическом плане, приобретает общечеловеческое звучание.
Сюжет картины отображает момент, когда фарисеи, недовольные
разоблачениями со стороны Христа их высокомерия и подлостей по отношению к
другим людям, решили погубить его. Но испугавшись сами убивать Христа, решили
сделать это руками римлян. Для этого фарисеи придумали хитрый план. Они подослали
одного из фарисеев к Христу с серебряной монетой — динарием. Пришедший фарисей
протянул монету Христу и спросил его: «Нужно ли платить жителям Иудеи налоги
римскому императору (Кесарю)? Ведь Рим очень далеко от Иудеи и Кесаря никто
никогда и не видел».
Смысл этого вопроса-ловушки заключался в том, что если Христос
скажет, что платить подати в Рим необходимо, то фарисеи смогут настроить против
него население Иудеи. Если же Христос ответит, что подати платить не надо,
фарисеи смогут донести на него римским властям и Христос будет жестоко наказан.
Но Христос попросил фарисея показать ему монету и сказать, что на ней
изображено. И фарисей, удивившись неожиданному вопросу ответил, что на одной
стороне монеты изображен кесарь, а на второй стороне — Бог (На древних монетах
Рима практически всегда изображался портрет императора, а на другой стороне
один из древнеримских богов). И Христос сказал: «Так отдай Богу богово, а
кесарю кесарево!» Фарисеи были потрясены этим совершенно для них неожиданным
ответом и в страшном смятении быстро удалились.
Картина удивительно проста, лишена даже намёка на эффектность.
Художник словно размышляя, сопоставляет на плоскости две фигуры. И в этом
сопоставлении нет открытого драматизма: фарисей появляется справа из-за рамы
картины, протягивает противнику монету; обернувшись к искусителю, Христос
смотрит на него и внимательно, и рассеяно. Отказавшись от каких-либо деталей,
монументализировав фигуры героев, сосредоточив на них всё внимание, Тициан
достиг огромной ёмкости и образной сконцентрированности. Фигура Христа величаво
господствует в картине, заполняя картину почти целиком, выделяется на тёмном
фоне аккордом розово-красных и синих оттенков.
Если в образе Христа преобладает идеально-возвышенное начало, то в облике фарисея решительно подчёркнута некая заземлённая конкретность, его низость, ничтожество, полное пороками. Его рука смугла и жилиста, горбоносый профиль резок, лицо морщинисто, в ухе поблескивает серьга. Это как бы сама реальность, наделённая энергией и настойчивостью, грубая и отвратительная. Мощно написанная фигура едва появляется на картине. Тему встречи двух противоположных миров, мира возвышенных идеалов и реальной действительности, словно скрепляет и завершает, создаёт некую связь, выразительный контраст тонкой руки Христа, которая никогда не коснётся монеты, на которую указывает Христос, и мощной руки фарисея, крепко сжавшей серебряный динарий.
ТИЦИАН (1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре, Беллуно — 27 августа 1576, Венеция)
Автопортрет Тициана, 1567 год
Тициа́н Вече́ллио (итал. Tiziano Vecellio) — итальянский живописец,
крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего
Возрождения. Имя Тициана стоит в одном ряду с такими художниками Возрождения,
как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Тициан писал картины на
библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали
заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и
тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно,
Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как
Тициан Божественный.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и
военного деятеля. Точная дата его рождения неизвестна. Когда Тициан уже был в
пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474
году, но это маловероятно[1]. Писатели-современники, жившие во времена уже
пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482
годами[2]. Большинство современных исследователей считают, что наиболее
вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. Нью-Йоркский музей
Метрополитен и Исследовательский институт Гетти придерживается даты 1488 года.
В возрасте 10 или 12 лет Тициан, рано проявивший способности к
рисованию, для дальнейшего обучения живописи приехал в Венецию. Сначала его
устроили учеником в мастерскую Себастьяно Цуккато, выполнявшего заказы для
главной церкви города, собора Сан-Марко. Затем он перешёл в мастерскую братьев
Джентиле и Джованни Беллини. В это время он познакомился со многими художниками
и учениками, проживавшими в Венеции и представлявшими различные школы живописи,
среди них были и такие одарённые, как Лоренцо Лотто или Себастьяно дель Пьомбо.
Тесные, и даже дружеские, отношения сложились у него с Джорджоне, тоже
учившимся в мастерской Беллини. Первые работы, принёсшие известность, —
наружные фрески в торговом доме Фондако-деи-Тедески (1508—1509), — Тициан
выполнил совместно с Джорджоне; сохранилось лишь несколько фрагментов.
К ранним работам Тициана относятся также «Портрет Джероламо
Барбариго» (1509), впоследствии вдохновивший Рембрандта на «Автопортрет», и
«Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511). Эти
святые, как полагали современники Тициана, могут защитить от чумы,
свирепствовавшей в это время в Венеции и унёсшей жизнь Джорджоне в 1510 году.
Стиль Тициана в это время очень похож на стиль Джорджоне, он
дописывает за него те картины, которые остались незавершёнными. В 1511 году он
отправляется на несколько месяцев в Падую, где в Скуола дель Санто пишет фрески
о чудесах святого Антония Падуанского.
Тициан пишет много мадонн и женских портретов. «Его образы в
этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью
чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный колорит построен на
созвучии глубоких, чистых красок».[4] Наиболее известными картинами этого
периода являются «Цыганская мадонна» (около 1511), а также «Любовь земная и
Любовь небесная» (1514) — картина, написанная по заказу Николо Аурелио, члена
Совета десяти, и «Женщина с зеркалом» (около 1514).
В 1516 для Альфонсо д’Эсте он пишет «Динарий кесаря».