Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Неизвестный художник «Е.Д. Голицына»

Неизвестный художник «Портрет княгини Екатерины Дмитриевны Голицыной» (копия с картины Луи Мишеля ван Лоо). Россия, конец ХХ века. Бумага на фанере, акварель. Размер: 81х60 см.

Артикул: 20-77-3. Цена: 60 000 рублей

Луи Мишель ван Лоо «Екатерина Дмитриевна Голицына»

ГОЛИЦЫНА Екатерина Дмитриевна (4 ноября 1720 г., Петербург — 2 ноября 1761 г., Париж)

Екатерина Голицына. Художник Ж.-М. Натье, 1757 г.

Екатерина (Смарагда) Дмитриевна Голицына — урождённая княжна Кантемир, статс-дама, жена дипломата князя Д.М. Голицына, сестра (по отцу) поэта А.Д. Кантемира и княжны М.Д. Кантемир.

Княгиня Екатерина Дмитриевна, дочь молдавского господаря князя Дмитрия Константиновича Кантемира. Отец её в 1711 году принял русское подданство, переселился в Россию и, получил от Петра I титул светлейшего князя, женился в 1717 году на княжне Анастасии Ивановне Трубецкой и имел от неё двух сыновей, умерших в младенчестве, и дочь Смарагду-Екатерину.

Потеряв отца в возрасте четырёх лет, княжна Кантемир получила воспитание в доме матери под наблюдением её побочного брата Ивана Ивановича Бецкого и благодаря этому по справедливости считалась одной из образованнейших русских женщин своего времени.

В 1744 году Екатерина была пожалована в камер-фрейлины и со временем стала одной из самых известных и блистательных красавиц при дворе императрицы Елизаветы. В 1745 году Екатерина вместе с матерью уезжает за границу для поправления здоровья второго мужа Анастасии Ивановны. После его смерти в Берлине, мать с дочерью не сразу возвращаются на родину. Они много путешествуют, несколько лет живут в Париже. Только смерть деда Екатерины в 1750 году заставляет их вернуться в Россию.

Екатерина с детства была очень болезненной и, вероятно, с юного возраста знала, что не сможет иметь детей. Долгое время она отклоняла все предложения руки и сердца и только в уже довольно позднем возрасте вышла замуж за князя Дмитрия Михайловича Голицына (1721—1793), бравого капитана Измайловского полка, сына фельдмаршала, представителя одной из самых влиятельных и знатных русских семей. Свадьба состоялась 28 января 1751 года при дворе с большим великолепием, в присутствии императрицы Елизаветы, чужестранных министров и знатных особ, а на другой день при дворе был ужин и бал на 200 персон. В тот же день молодая княгиня Голицына была назначена действительной статс-дамой.

В 1755 году скончалась мать Екатерины Анастасия Ивановна, и вскоре супруги Голицыны попросили разрешения уехать за границу для «поправки плохого самочувствия». В 1757 году они покинули Россию вместе с дядей Екатерины Иваном Бецким и прибыли в Париж.

Княгиня Голицына произвела в Париже большое впечатление, держала открытый дом и заинтересовала собой и свет, и двор, где нашла самый ласковый приём.

Положение Голицыных в обществе упрочила яркая индивидуальность Екатерины Дмитриевны, которая считалась превосходной клавесинисткой и, обладая красивым голосом и хорошей вокальной школой, по словам современников, могла соперничать с лучшими итальянскими виртуозами в пении. В 1760 году князь Голицын был назначен русским послом в Париже, и Екатерина Дмитриевна стала настоящей звездой Версаля и Парижа.

В 1761 году Дмитрий Голицын получил новое дипломатическое назначение — полномочного представителя России в Вене. Однако он не смог отправиться в Австрию из-за тяжёлой болезни супруги. Её состояние было тяжёлым, она составила завещание, в котором отказала большую часть наследства мужу.

В письме к своему кузену Александру Михайловичу Голицыну из Парижа Дмитрий Голицын сообщал о некотором улучшении в состоянии здоровья жены: «...её болезнь немного уменьшилась, но она остается еще очень серьёзной и откладывает снова мой отъезд в Вену, нежность, которую я питаю к ней, не позволяет мне её покинуть, пока я не увижу её вне всякой опасности…».

К несчастью, это улучшение здоровья оказалось временным, и 2 ноября 1761 года княгиня Екатерина Голицына скончалась. Муж тяжело переживал её смерть. На следующий день он писал А.М. Голицыну о своей глубокой скорби из-за потери: «...человека, который составлял моё самое большое счастье, благодаря своей нежности ко мне и благодаря своим добродетелям, которые каждый день давали мне повод для восхищения...».

В следующем году прах княгини Екатерины Голицыной был перевезён в Петербург и предан земле в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

Дмитрий Михайлович пережил супругу более чем на 30 лет. В память о единственной любимой он завещал построить в Москве больницу для бедных, Голицынскую больницу (в начале XX века она вошла в состав Первой Градской больницы).

Княгиня Голицына, имея от природы очень доброе и отзывчивое на горе и нужды окружающих сердце, много помогала в делах благотворительности своему мужу. Страдая неизлечимой болезнью, от которой не помогали ни теплый климат, ни воды Пломбьера и Барежа, княгиня Голицына интересовалась медициной и по духовному завещанию оставила крупное пожертвование в пользу акушерского дела в России. На проценты с завещанного ею капитала в 20 тыс. рублей через каждые 6 лет трое из питомцев Московского университета, природные русские, должны были отправляться в Страсбургский университет, славившийся в то время лучшим преподаванием повивального искусства. На эти средства получили своё образование известные доктора Н.М. Максимович-Амбодик, А.М. Шумлянский и другие первые представители акушерства в русских школах.

Луи Мишель ван Лоо (2 марта 1707, Тулон — 20 марта 1771, Париж)

Автопортрет, 1762 год

Луи-Мишель ван Лоо (фр. Louis-Michel van Loo) — придворный художник-портретист эпохи рококо, один из самых успешных представителей артистической династии ван Лоо.

Луи-Мишель ван Лоо был старшим сыном известного художника Жана-Батиста ван Лоо. Учился рисовать у отца, в Турине и в Риме. Кроме этого посещал занятия в Королевской академии искусств в Париже, в которой в 1726 году ему была присуждена 1-я премия по живописи.

В 1728 году Луи-Мишель, вместе с братом Франсуа, в сопровождении своего дяди Шарля-Андре ван Лоо, вновь приезжает в Рим, где знакомится с Франсуа Буше. В 1732 году художник возвращается во Францию — через Турин, где пишет портрет семьи герцога Савойского. В Париже ван Лоо принимается в Королевскую академию искусств, и преподаёт в ней с 1735 года.

В 1737 году ван Лоо приглашается в Мадрид, где становится придворным художником испанского короля Филиппа V. В Испании ван Лоо занимается также и преподавательской деятельностью. Вместе со своим учеником Мелендесом стоял у истоков Королевской академии искусств Сан-Фернандо (открылась в 1752 году).

В 1753 году ван Лоо возвращается во Францию, и в Париже также работает при королевском дворе. Создал несколько парадных портретов короля Людовика XV. В 1765 году занимает пост своего дяди Шарля-Андре ван Лоо, бывшего директором художественной Школы покровительствуемых художников при Королевской академии художеств.

Кисти Л.-М. ван Лоо принадлежат портреты некоторых видных исторических деятелей — Дидро, Помбала и др.