Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Неизвестный художник «Портрет княгини Екатерины Дмитриевны Голицыной» (копия с картины Луи Мишеля ван Лоо). Россия, конец ХХ века. Бумага на фанере, акварель. Размер: 81х60 см.
Артикул: 20-77-3. Цена: 60 000 рублей
Луи Мишель ван Лоо «Екатерина Дмитриевна Голицына»
ГОЛИЦЫНА Екатерина Дмитриевна (4 ноября 1720 г., Петербург — 2 ноября 1761 г., Париж)
Екатерина Голицына. Художник Ж.-М. Натье, 1757 г.
Екатерина (Смарагда)
Дмитриевна Голицына — урождённая
княжна Кантемир, статс-дама, жена дипломата князя Д.М. Голицына, сестра (по
отцу) поэта А.Д. Кантемира и княжны М.Д. Кантемир.
Княгиня Екатерина Дмитриевна, дочь молдавского господаря князя
Дмитрия Константиновича Кантемира. Отец её в 1711 году принял русское
подданство, переселился в Россию и, получил от Петра I титул светлейшего князя,
женился в 1717 году на княжне Анастасии Ивановне Трубецкой и имел от неё двух
сыновей, умерших в младенчестве, и дочь Смарагду-Екатерину.
Потеряв отца в возрасте четырёх лет, княжна Кантемир получила
воспитание в доме матери под наблюдением её побочного брата Ивана Ивановича
Бецкого и благодаря этому по справедливости считалась одной из образованнейших
русских женщин своего времени.
В 1744 году Екатерина была пожалована в камер-фрейлины и со
временем стала одной из самых известных и блистательных красавиц при дворе
императрицы Елизаветы. В 1745 году Екатерина вместе с матерью уезжает за
границу для поправления здоровья второго мужа Анастасии Ивановны. После его
смерти в Берлине, мать с дочерью не сразу возвращаются на родину. Они много
путешествуют, несколько лет живут в Париже. Только смерть деда Екатерины в 1750
году заставляет их вернуться в Россию.
Екатерина с детства была очень болезненной и, вероятно, с юного
возраста знала, что не сможет иметь детей. Долгое время она отклоняла все
предложения руки и сердца и только в уже довольно позднем возрасте вышла замуж
за князя Дмитрия Михайловича Голицына (1721—1793), бравого капитана
Измайловского полка, сына фельдмаршала, представителя одной из самых
влиятельных и знатных русских семей. Свадьба состоялась 28 января 1751 года при
дворе с большим великолепием, в присутствии императрицы Елизаветы, чужестранных
министров и знатных особ, а на другой день при дворе был ужин и бал на 200
персон. В тот же день молодая княгиня Голицына была назначена действительной
статс-дамой.
В 1755 году скончалась мать Екатерины Анастасия Ивановна, и
вскоре супруги Голицыны попросили разрешения уехать за границу для «поправки
плохого самочувствия». В 1757 году они покинули Россию вместе с дядей Екатерины
Иваном Бецким и прибыли в Париж.
Княгиня Голицына произвела в Париже большое впечатление, держала
открытый дом и заинтересовала собой и свет, и двор, где нашла самый ласковый
приём.
Положение Голицыных в обществе упрочила яркая индивидуальность
Екатерины Дмитриевны, которая считалась превосходной клавесинисткой и, обладая
красивым голосом и хорошей вокальной школой, по словам современников, могла
соперничать с лучшими итальянскими виртуозами в пении. В 1760 году князь
Голицын был назначен русским послом в Париже, и Екатерина Дмитриевна стала
настоящей звездой Версаля и Парижа.
В 1761 году Дмитрий Голицын получил новое дипломатическое
назначение — полномочного представителя России в Вене. Однако он не смог
отправиться в Австрию из-за тяжёлой болезни супруги. Её состояние было тяжёлым,
она составила завещание, в котором отказала большую часть наследства мужу.
В письме к своему кузену Александру Михайловичу Голицыну из
Парижа Дмитрий Голицын сообщал о некотором улучшении в состоянии здоровья жены: «...её
болезнь немного уменьшилась, но она остается еще очень серьёзной и откладывает
снова мой отъезд в Вену, нежность, которую я питаю к ней, не позволяет мне её
покинуть, пока я не увижу её вне всякой опасности…».
К несчастью, это улучшение здоровья оказалось временным, и 2
ноября 1761 года княгиня Екатерина Голицына скончалась. Муж тяжело переживал её
смерть. На следующий день он писал А.М. Голицыну о своей глубокой скорби из-за
потери: «...человека,
который составлял моё самое большое счастье, благодаря своей нежности ко мне и
благодаря своим добродетелям, которые каждый день давали мне повод для
восхищения...».
В следующем году прах княгини Екатерины Голицыной был перевезён
в Петербург и предан земле в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
Дмитрий Михайлович пережил супругу более чем на 30 лет. В память
о единственной любимой он завещал построить в Москве больницу для бедных,
Голицынскую больницу (в начале XX века она вошла в состав Первой Градской
больницы).
Княгиня Голицына, имея от природы очень доброе и отзывчивое на горе и нужды окружающих сердце, много помогала в делах благотворительности своему мужу. Страдая неизлечимой болезнью, от которой не помогали ни теплый климат, ни воды Пломбьера и Барежа, княгиня Голицына интересовалась медициной и по духовному завещанию оставила крупное пожертвование в пользу акушерского дела в России. На проценты с завещанного ею капитала в 20 тыс. рублей через каждые 6 лет трое из питомцев Московского университета, природные русские, должны были отправляться в Страсбургский университет, славившийся в то время лучшим преподаванием повивального искусства. На эти средства получили своё образование известные доктора Н.М. Максимович-Амбодик, А.М. Шумлянский и другие первые представители акушерства в русских школах.
Луи Мишель ван Лоо (2 марта 1707, Тулон — 20 марта 1771, Париж)
Автопортрет, 1762 год
Луи-Мишель ван Лоо (фр. Louis-Michel van Loo) — придворный
художник-портретист эпохи рококо, один из самых успешных представителей
артистической династии ван Лоо.
Луи-Мишель ван Лоо был старшим сыном известного художника
Жана-Батиста ван Лоо. Учился рисовать у отца, в Турине и в Риме. Кроме этого
посещал занятия в Королевской академии искусств в Париже, в которой в 1726 году
ему была присуждена 1-я премия по живописи.
В 1728 году Луи-Мишель, вместе с братом Франсуа, в сопровождении
своего дяди Шарля-Андре ван Лоо, вновь приезжает в Рим, где знакомится с
Франсуа Буше. В 1732 году художник возвращается во Францию — через Турин, где
пишет портрет семьи герцога Савойского. В Париже ван Лоо принимается в
Королевскую академию искусств, и преподаёт в ней с 1735 года.
В 1737 году ван Лоо приглашается в Мадрид, где становится
придворным художником испанского короля Филиппа V. В Испании ван Лоо занимается
также и преподавательской деятельностью. Вместе со своим учеником Мелендесом
стоял у истоков Королевской академии искусств Сан-Фернандо (открылась в 1752
году).
В 1753 году ван Лоо возвращается во Францию, и в Париже также
работает при королевском дворе. Создал несколько парадных портретов короля
Людовика XV. В 1765 году занимает пост своего дяди Шарля-Андре ван Лоо, бывшего
директором художественной Школы покровительствуемых художников при Королевской академии
художеств.
Кисти Л.-М. ван Лоо принадлежат портреты некоторых видных
исторических деятелей — Дидро, Помбала и др.