Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Раубе-Горчилина Мария Вячеславовна (1900-1979) «Эскиз декоративного фрагмента». СССР, 1930-е годы. Бумага, графитный карандаш, тушь, белила. Размер: 58,2х45 см.
Справа в нижней части листа имеется авторская подпись: «М. Раубе-Горчилина».
Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.
РАУБЕ-ГОРЧИЛИНА Мария Вячеславовна (1900 г., Москва — 1979 г., Москва)
М.В. Раубе-Горчилина, 1920-е годы
Раубе-Горчилина Мария
Вячеславовна — живописец. Родилась
в семье ученого-лесовода, литовского дворянина, служившего в царских уделах в
Симбирской и Владимирской губерниях. Ее мать была полька, из рода
Свянторжецких, поселившегося в Орловском имении. Детство девочка провела в
среднерусских селах Тарханы и Никологоры.
В восемь лет Марию отдали в пансион графини Ледоховской в
Финляндии. До пятнадцати лет в Россию она приезжала только на каникулы к
родителям. В 1915 году ее перевели в московский французский пансион Св. Петра и
Павла. С 1917 по 1923 годы Раубе училась в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества (МУЖВиЗ, позднее ВХУТЕМАС). Ее учителями были С.В. Малютин, В.Н.
Яковлев, В.Д. Фалилеев.
Студенткой она познакомилась со скульптором Горчилиным,
впоследствии директором Гостехникума кинематографии, и в 1920 году вышла за него
замуж. В значительной мере переключившись на семейную жизнь, Раубе крайне мало
выставлялась, но живопись не оставляла.
До 1928 года писала картины дома, а с этого года стала оформлять
выставки и текстиль. В 1930 году расписывала ткани в цехе «Всекохудожник». В 1935 году создавала декорации и костюмы на киностудии «Детфильм» (например, в
кинокартинах «Гибель сенсации» и «Лампа Аладдина»). В то же время оформляла
театральные постановки (пьесы «Вздор» и «Вершины счастья» в театре ВЦСПС). В
1939 году Раубе пригласили работать на ВДНХ специалистом по фольклорным орнаментам.
В мае 1941 года устроилась на службу в Городской комитет художников-оформителей.
С началом Великой Отечественной войны Раубе занималась
маскировкой военных объектов, за что удостоилась медали «За оборону Москвы».
После войны продолжала оформлять витражи на ВДНХ, а с 1947 года работала в качестве
художника по костюмам на киностудии «Мосфильм».
В 1950-е годы сотрудничала с опытным стекольным заводом при Институте
стекла, проектировала объекты. Выполнила эскизы стеклянных дверей магазина ГУМ
(из резного стекла), потолка банкетного зала ресторана «Прага» и резного
интерьерного стекла в особняках на Воробьевых горах.
С 1955 года художница увлеклась акварелью, позднее — монотипией,
техникой живописных оттисков на бумаге. Держала своеобразный квартирный салон
для послеоттепельных авангардистов.
От поздних лет творчества Раубе остались десятки рисунков
фломастером.
Особенности художественной манеры Раубе-Горчилиной восходят к
искусству З.Е. Серебряковой. Она писала в основном в жанрах натюрморта и пейзажа.
Настроение картины и передача ее эмоционального строя достигались именно
цветом, который художница по надобности делала то сочным и свежим, то легким и
воздушным. Ее работы отличал энергичный мазок, раскованная фактура и
абстрактное видение.
В последние годы Раубе часто рисовала портреты. Делая беглые
зарисовки по дороге домой, в электричке, она потом обрабатывала их в технике
монотипии, стараясь придать каждому образу индивидуальные, психологические
черты.
Ранние произведения Раубе-Горчилиной в России почти не
сохранились. Любопытнейшие из ее картин 1930-х перевезены за границу, во
Францию и Америку, поскольку семья боялась, что советской властью они могут
быть отнесены к «формализму».
Лишь в 2002 году в России было обнародовано творческое наследие Раубе-Горчилиной.
Сейчас работы художницы находятся в Государственном Русском
музее, Российской государственной библиотеке, ГМИИ им А.С. Пушкина,
государственном музее города Нукус, Московским музее современного искусства,
Ярославском художественном музее, музее «Новый Иерусалим», а также за рубежом в
частных коллекциях.