Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Раубе-Горчилина М.В. «Эскиз декоративного фрагмента»

Раубе-Горчилина Мария Вячеславовна (1900-1979) «Эскиз декоративного фрагмента». СССР, 1930-е годы. Бумага, графитный карандаш, тушь, белила. Размер: 58,2х45 см.

Справа в нижней части листа имеется авторская подпись: «М. Раубе-Горчилина».

Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.

РАУБЕ-ГОРЧИЛИНА Мария Вячеславовна (1900 г., Москва  1979 г., Москва)


М.В. Раубе-Горчилина, 1920-е годы

Раубе-Горчилина Мария Вячеславовна — живописец. Родилась в семье ученого-лесовода, литовского дворянина, служившего в царских уделах в Симбирской и Владимирской губерниях. Ее мать была полька, из рода Свянторжецких, поселившегося в Орловском имении. Детство девочка провела в среднерусских селах Тарханы и Никологоры.

В восемь лет Марию отдали в пансион графини Ледоховской в Финляндии. До пятнадцати лет в Россию она приезжала только на каникулы к родителям. В 1915 году ее перевели в московский французский пансион Св. Петра и Павла. С 1917 по 1923 годы Раубе училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ, позднее ВХУТЕМАС). Ее учителями были С.В. Малютин, В.Н. Яковлев, В.Д. Фалилеев.

Студенткой она познакомилась со скульптором Горчилиным, впоследствии директором Гостехникума кинематографии, и в 1920 году вышла за него замуж. В значительной мере переключившись на семейную жизнь, Раубе крайне мало выставлялась, но живопись не оставляла.

До 1928 года писала картины дома, а с этого года стала оформлять выставки и текстиль. В 1930 году расписывала ткани в цехе «Всекохудожник». В 1935 году создавала декорации и костюмы на киностудии «Детфильм» (например, в кинокартинах «Гибель сенсации» и «Лампа Аладдина»). В то же время оформляла театральные постановки (пьесы «Вздор» и «Вершины счастья» в театре ВЦСПС). В 1939 году Раубе пригласили работать на ВДНХ специалистом по фольклорным орнаментам. В мае 1941 года устроилась на службу в Городской комитет художников-оформителей.

С началом Великой Отечественной войны Раубе занималась маскировкой военных объектов, за что удостоилась медали «За оборону Москвы». После войны продолжала оформлять витражи на ВДНХ, а с 1947 года работала в качестве художника по костюмам на киностудии «Мосфильм».

В 1950-е годы сотрудничала с опытным стекольным заводом при Институте стекла, проектировала объекты. Выполнила эскизы стеклянных дверей магазина ГУМ (из резного стекла), потолка банкетного зала ресторана «Прага» и резного интерьерного стекла в особняках на Воробьевых горах.

С 1955 года художница увлеклась акварелью, позднее — монотипией, техникой живописных оттисков на бумаге. Держала своеобразный квартирный салон для послеоттепельных авангардистов.

От поздних лет творчества Раубе остались десятки рисунков фломастером.

Особенности художественной манеры Раубе-Горчилиной восходят к искусству З.Е. Серебряковой. Она писала в основном в жанрах натюрморта и пейзажа. Настроение картины и передача ее эмоционального строя достигались именно цветом, который художница по надобности делала то сочным и свежим, то легким и воздушным. Ее работы отличал энергичный мазок, раскованная фактура и абстрактное видение.

В последние годы Раубе часто рисовала портреты. Делая беглые зарисовки по дороге домой, в электричке, она потом обрабатывала их в технике монотипии, стараясь придать каждому образу индивидуальные, психологические черты.

Ранние произведения Раубе-Горчилиной в России почти не сохранились. Любопытнейшие из ее картин 1930-х перевезены за границу, во Францию и Америку, поскольку семья боялась, что советской властью они могут быть отнесены к «формализму».

Лишь в 2002 году в России было обнародовано творческое наследие Раубе-Горчилиной.

Сейчас работы художницы находятся в Государственном Русском музее, Российской государственной библиотеке, ГМИИ им А.С. Пушкина, государственном музее города Нукус, Московским музее современного искусства, Ярославском художественном музее, музее «Новый Иерусалим», а также за рубежом в частных коллекциях.