Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Саврасов А.К. «На Волге ясный день»

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) «На Волге в ясный день». 1893 год. Оригинал рисунка, вошедшего в издание «А.К. Саврасов. Художественный альбом рисунков». Papier-pelle (на старом картоне), графитный карандаш, процарапывание. Размер: 20х30,5 см.

Артикул: 21-36-2. Цена по запросу.

Имеются экспертные заключения Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

Справа внизу авторские подпись и дата графитным карандашом: «1893 А. Саврасовъ». На обороте паспорту графитным карандашом старая надпись: «На Волгъ въ ясный день».

Авторские подпись и дата сомнений в подлинности не вызывают. Аналогичные автографы А.К. Саврасова встречаются на многих эталонных графических произведениях художника, находящихся в собрании Отдела графики Государственной Третьяковской галереи.

Рассматриваемый рисунок исполнен на излюбленной А.К. Саврасовым, грунтованной и тонированной французской фабричной бумаге. В левом верхнем углу листа сохранился штамп бумажной фабрики, которая выпускала papier-pelle во второй половине ХХ века. Художник работал в сложной технике рисунка на papier-pelle на протяжении всей своей творческой жизни. Используя проскребание до мелованного грунта в сочетании с растушкой, А.К. Саврасов выработал свой неповторимый графический почерк.

Данный пейзаж исполнен специально для «Художественного альбома рисунков», издание которого было приурочено к 50-летию творческой деятельности художника. В так называемый «Альбом Кульженко» вошло 20 листов фототипий с рисунков А.К. Саврасова. По словам издателя, оригиналы создавались непосредственно для будущего альбома рисунков художника, и они переданы в издании в размер подлинника, исполненного на papier-pelle литографским карандашом. На одном из листов воспроизведен рассматриваемый нами пейзаж под авторским названием - «На Волге в ясный день». Воспроизведение в указанном издании позволяет говорить о безусловной идентичности рассматриваемого рисунка с печатным листом из вышеназванного издания. (В предисловии к изданию отмечено, что данный рисунок «чрезвычайно нежно исполненный пейзаж»).

Среди пейзажных работ, вошедших в альбом, немало листов с волжскими мотивами, отдаленно напоминающими живописные этюды и картины художника 1870-х годов. Это рисунки — воспоминания художника о поездках на Волгу в начале 1870-х годов, о его пребывании в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, в Юрьевце. Рисунок «На Волге в ясный день» по своему «настроению» и максимально-обобщенному изображению широкой волжской панорамы, перекликается с композиционным строем картины «Волга. Дали», написанной в период давних летних поездок художника на Волгу.


Саврасов А.К. «Волга. Дали»1-я половина 1870-х годов

Холст, масло. Размер: 36х59,5 см.

Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Лист, ранее известный лишь по воспроизведению, ныне дополняет ряд оригинальных рисунков А.К. Саврасова, исполненных для «Альбома Кульженко», который считается значительной вехой в позднем творчестве Саврасова-рисовальщика. Мастерское исполнение и эмоциональная выразительность небольшого однотонного пейзажа, его монументально-живописное звучание, позволяют говорить о значимости данного произведения для характеристики рисовального творчества А.К. Саврасова.

Рисунок Алексея Кондратьевича Саврасова «На Волге в ясный день» имеет несомненное музейное значение.

Работа А.К. Саврасова опубликована в выставочном каталоге: «АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ. Шедевры из частных собраний». Каталог. Москва. 2022. С. 70-71.


 

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (24 мая 1930 г., Москва - 8 октября 1897 г. (67 лет), Москва)


Портрет Алексея Саврасова кисти Василия Перова (1878)

Алексей Кондратьевич Саврасов из купеческой семьи. Родился, жил и работал в Москве. Учился в МУЖВЗ (1844-1854 гг.) у К.И. Рабуса, там же преподавал (1857-1882 гг.). В 1850 году удостоен Академией художеств звание неклассного художника. С 1854 года - академик АХ по пейзажной живописи. Член-учредитель ТПХВ, член МОЛХ (с 1861 г.). На средства последнего был послан в Западную Европу, долго работал в Швейцарии, жил в Париже (1862, 1867 гг.). Путешествовал по Волге.

Живописец, пейзажист, рисовальщик. В 1860-1870-е годы занимал ведущее место в пейзажной живописи. Один из самых глубоких русских пейзажистов. Педагог. Картина 1871 года «Грачи прилетели» (собрание Государственной Третьяковской галереи) - эталонное произведение в развитии русской пейзажной живописи.

Источник: «Русские художники XVIII-ХХ веков». Справочник. Автор-составитель: Соловьёв В.Д. Издательство: «ЭКСПЕРТ-КЛУБ». 2005. Стр. 264-265.