Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) «Пейзажи» («Белеет парус одинокий» и «На Волге в ясный день»). Парные работы. Российская империя, 1894 и 1893 гг. Papier-pelle, графитный карандаш, процарапывание. Размер: 20х13,3 и 20х30,5 см.
Артикул: 21-36-2. Цена по запросу.
Имеются экспертные заключения Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.
Работы Саврасова А.К. опубликованы в выставочном каталоге: «АЛЕКСЕЙ САВРАСОВ. Шедевры из частных собраний». Каталог. Москва. 2022. - 76 С.
1. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) «Белеет парус одинокий». 1894 год. Оригинал рисунка, вошедшего в издание «А.К. Саврасов. Художественный альбом рисунков». Papier-pelle, графитный карандаш, процарапывание. Размер: 20х13,3 см. Слева в нижнем углу процарапана авторская дата: «1894. 1 Генваря». Справа внизу имеется подпись карандашом: «А. Саврасовъ».
Подпись сомнений в подлинности не вызывает, дата, несомненно, - авторская. Автограф имеет характерные признаки почерка А.К. Саврасова, который известен по надписям художника, сохранившимся на многих рисунках, ныне хранящихся в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Рисунок исполнен на старой фабричной бумаге, известной как papier-pelle. Об этом свидетельствует штамп фабрики (в левом верхнем углу листа), которая производила ее во второй половине ХХ века. В своей художественной практике А.К. Саврасов постоянно обращался к этой грунтованной и тонированной бумаге, позволившей ему выработать свой неповторимый графический почерк. Используя проскребание до мелованного грунта в сочетании с растушкой карандашного рисунка, художник добился насыщенного живописного звучания в своих монохромных, графических пейзажах. Особенно много и успешно Алексей Саврасов работал в этой технике в последний период творчества. как известно, в 1894 году в Киеве был издан альбом рисунков А.К. Саврасова, приуроченный к 50-летию творческой деятельности художника. В так называемый «Альбом Кульженко» вошло 20 листов фототипий с рисунков А.К. Саврасова. По словам издателя, рисунки создавались непосредственно для издания и переданы в размер подлинника, исполненного на papier-pelle литографским карандашом Лемерсье и проскребанием.
Рисунок назван автором поэтической строкой М.Ю. Лермонтова - «Белеет парус одинокий».
Качество воспроизведения в указанном издании таково, что позволяет говорить о безусловной идентичности рассматриваемого рисунка с печатным листом (отчетливо виден и штамп бумажной фабрики).
Лист, ранее известный лишь по воспроизведению, ныне дополняет ряд оригинальных рисунков А.К. Саврасова, исполненных для «Альбома Кульженко», который считается значительной вехой в творчестве Саврасова-рисовальщика. Мастерское исполнение и эмоциональная выразительность пейзажа, позволяют говорить о его значимости для характеристики рисовального творчества А.К. Саврасова.
Рисунок Алексея Кондратьевича Саврасова «Белеет парус одинокий» имеет несомненное музейное значение.
2. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) «На Волге в ясный день». 1893 год. Оригинал рисунка, вошедшего в издание «А.К. Саврасов. Художественный альбом рисунков». Papier-pelle (на старом картоне), графитный карандаш, процарапывание. Размер: 20х30,5 см. Справа внизу авторские подпись и дата графитным карандашом: «1893 А. Саврасовъ». На обороте паспорту графитным карандашом старая надпись: «На Волгъ въ ясный день».
Авторские подпись и дата сомнений в подлинности не вызывают. Аналогичные автографы А.К. Саврасова встречаются на многих эталонных графических произведениях художника, находящихся в собрании Отдела графики Государственной Третьяковской галереи.
Рассматриваемый рисунок исполнен на излюбленной А.К. Саврасовым, грунтованной и тонированной французской фабричной бумаге. В левом верхнем углу листа сохранился штамп бумажной фабрики, которая выпускала papier-pelle во второй половине ХХ века. Художник работал в сложной технике рисунка на papier-pelle на протяжении всей своей творческой жизни. Используя проскребание до мелованного грунта в сочетании с растушкой, А.К. Саврасов выработал свой неповторимый графический почерк.
Данный пейзаж исполнен специально для «Художественного альбома рисунков», издание которого было приурочено к 50-летию творческой деятельности художника. В так называемый «Альбом Кульженко» вошло 20 листов фототипий с рисунков А.К. Саврасова. По словам издателя, оригиналы создавались непосредственно для будущего альбома рисунков художника, и они переданы в издании в размер подлинника, исполненного на papier-pelle литографским карандашом. На одном из листов воспроизведен рассматриваемый нами пейзаж под авторским названием - «На Волге в ясный день». Воспроизведение в указанном издании позволяет говорить о безусловной идентичности рассматриваемого рисунка с печатным листом из вышеназванного издания. (В предисловии к изданию отмечено, что данный рисунок «чрезвычайно нежно исполненный пейзаж»).
Среди пейзажных работ, вошедших в альбом, немало листов с волжскими мотивами, отдаленно напоминающими живописные этюды и картины художника 1870-х годов. Это рисунки — воспоминания художника о поездках на Волгу в начале 1870-х годов, о его пребывании в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, в Юрьевце. Рисунок «На Волге в ясный день» по своему «настроению» и максимально-обобщенному изображению широкой волжской панорамы, перекликается с композиционным строем картины «Волга. Дали», написанной в период давних летних поездок художника на Волгу.
Саврасов А.К. «Волга. Дали», 1-я половина 1870-х годов
Холст, масло. Размер: 36х59,5 см.
Национальный музей «Киевская картинная галерея»
Лист, ранее известный лишь по воспроизведению, ныне дополняет ряд оригинальных рисунков А.К. Саврасова, исполненных для «Альбома Кульженко», который считается значительной вехой в позднем творчестве Саврасова-рисовальщика. Мастерское исполнение и эмоциональная выразительность небольшого однотонного пейзажа, его монументально-живописное звучание, позволяют говорить о значимости данного произведения для характеристики рисовального творчества А.К. Саврасова.
Рисунок Алексея Кондратьевича Саврасова «На Волге в ясный день» имеет несомненное музейное значение.
САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (24 мая 1930 г., Москва - 8 октября 1897 г. (67 лет), Москва)
Портрет Алексея Саврасова кисти Василия Перова (1878)
Алексей Кондратьевич Саврасов из купеческой семьи. Родился, жил
и работал в Москве. Учился в МУЖВЗ (1844-1854 гг.) у К.И. Рабуса, там же
преподавал (1857-1882 гг.). В 1850 году удостоен Академией художеств звание
неклассного художника. С 1854 года - академик АХ по пейзажной живописи. Член-учредитель
ТПХВ, член МОЛХ (с 1861 г.). На средства последнего был послан в Западную
Европу, долго работал в Швейцарии, жил в Париже (1862, 1867 гг.). Путешествовал
по Волге.
Живописец, пейзажист, рисовальщик. В 1860-1870-е годы занимал ведущее место
в пейзажной живописи. Один из самых глубоких русских пейзажистов. Педагог.
Картина 1871 года «Грачи прилетели» (собрание Государственной
Третьяковской галереи) - эталонное произведение в развитии русской пейзажной
живописи.
Источник: «Русские художники XVIII-ХХ веков». Справочник. Автор-составитель: Соловьёв В.Д. Издательство: «ЭКСПЕРТ-КЛУБ». 2005. Стр. 264-265.