Верховская-Гиршфельд Т.М. «Ёлка»
[Архив Т. Верховской] Верховская-Гиршфельд Т.М. «Ёлка», 1980 г. Бумага, акварель. Размер: 48х36 см.
Верховская-Гиршфельд Татьяна Михайловна (1895-1980) – ученица, подруга и товарищ по кисти Р.Р. Фалька.
Родилась и умерла в Москве. В 1914 г. поступила и в 1919 г. окончила Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве (класс К. Коровина, педагоги А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин). Участник художественных выставок с 1917 г. Член объединения АХР (1929). В последующие годы работала в театре Корша, Московском театре сатиры, Большом театре, Московском театре оперетты в качестве художника-декоратора и художника по костюмам. С 1934 по 1938 год живет в Париже (муж — советник Посольства Советского Союза). В 1937 году участвует в создании экспозиции Советского павильона на Всемирной выставке в Париже (отдел живописи, театра и легкой промышленности). В Париже собирала документальный материал о жизни В. И. Ленина в эмиграции, писала этюды, связанные с местами пребывания В. И. Ленина в Париже. В 1939 году вступает в члены Союза художников СССР. В период Великой Отечественной войны работает в «Окнах ТАСС», выполняя заказы для выставок, направляемых в части Советской Армии.
«...Незабвенный мой друг и товарищ по кисти». ПАРИЖСКИЕ ВСТРЕЧИ С РОБЕРТОМ ФАЛЬКОМ
Татьяна Верховская
Роберт Рафаилович Фальк уже несколько лет жил в Париже, когда в 1934 году, весной, мы приехали туда. Мой муж был назначен советником нашего полпредства. Как-то днем ко мне зашла жена нашего консула и предложила поехать по приглашению Фалька к нему в ателье посмотреть его работы. Это было заманчиво.
И мы стали снова встречаться на этюдах, работая на улицах Парижа и вне города.
Как-то мы отправились на набережную Сены к мосту Мари. Мы уже второй раз приходили туда. Первый раз пошел сильный дождь. Как весело было удирать с шутками и смехом. Мы веселились, как мальчишки, прыгая через лужи.
А вот второй раз было хорошо, над водой стояла голубая дымка, как часто бывает в Париже, и так красиво смотрелся древний, горбатый мост Мари. Мы работали всегда очень далеко друг от друга. Углубленная в работу, я ничего не видела и не слышала вокруг, как вдруг раздраженный резкий крик: «Что вы делаете?» Я боялась оглянуться, увидеть страшное, гневное лицо. «Это же не масло, нельзя размазывать пальцем!» И тут меня взорвало, я в бешенстве схватила папку и бросилась бежать домой. Дома положила этюд на стол, но все еще передо мной стоял в голубой дымке мост и дальше по набережной дома, которые я успела наметить. Дрожа, я принялась писать по памяти.
Я не слышала, как открылась дверь и тихо вошел Фальк. Он молча стоял за моей спиной. Я даже не заметила это. Он, конечно, видел, как я хватала пальцами с палитры краску и писала. «Ах, пишите как хотите, и хоть щепкой!» - радостно сказал Фальк, и мы оба весело рассмеялись. Мир был заключен. Да. Это, пожалуй, лучшая моя гуашь…
Рукопись публикуемых воспоминаний хранится в семье наследников художницы. Текст приводится в отредактированном виде по копии, переписанной от руки родственницей Т.М. Верховской.
Источник: отрывок из статьи Юлии Диденко в журнале «Третьяковская галерея» № #4 2020 (69).