Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Икона «Богоматерь Казанская», в венце. Российская империя, Мстера (?). Вторая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера. Венец – конец XIX в. Серебро, золочение, резьба, просечка. Размер: 35,7х30,5 см.
Цена: 360 000 рублей
Произведение искусства находится в частной
коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.
Икона «Богоматерь Казанская» второй половины ХIХ века с серебряным венцом конца ХIХ века представляет собой разновременный ансамбль, имеющий определенное историко-культурное и коллекционное значение.
Имеется историко-культурное атрибуционное заключение Федерального государственного учреждения культуры «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ».
Сохранность: Склейка основы по стыку досок. Шпонки слегка вышли из пазов. Имеются многочисленные отверстия от гвоздей и гвозди по торцам и обрезам. Сучки, загрязнения. Лицевая сторона. Икона прошла антикварную реставрацию. Небольшие сколы грунта и потертости по краям. В поле изображения незначительные выпады грунта на рукаве хитона (по трещине основы), вокруг двух отверстий от гвоздей, утраты красочного слоя на гиматии. Имеются тонировки и прописи на ликах, мафории, чепце, хитоне, фоне. Кое-где рисованный кракелюр. Имеются потертости красочного слоя и золота. Недобранные загрязнения и потемневшая олифа. Венец имеет незначительную деформацию, патину, царапинки. Венец набит на икону гвоздями.
Описание: Основа состоит из двух досок. Две врезные встречные профилированные дубовые шпонки. Без ковчега. Богоматерь в коричнево-вишневом мафории и темно-синем чепце и платье. По краю мафория и по горловине платья идет розовая кайма с золотым ассистом. Христос благословляет двуперстно десницей, левая рука прикрыта гиматием. Он в синем с золотым орнаментом хитоне и розовом золотым ассистом гиматии. Лики написаны в традиционной манере последовательным наложением красочных слоев (от коричневого санкиря до светлого охрения верхних слоев и подрумянки на губах, белильных оживок на выпуклых частях ликов). Рисунок коричневый. Надписи красные: в верхних углах «МР ϴУ», над головой Христа «IС ХС», слева на фоне «Казанскiя//прстыя Бцы». Фон золотой, поля охра. Двойной венец имеет просечной узор по краю и графическую разделку в виде лучей. На нимбе Христа в перекрестье гравированные буквы «[ω]он» («[Аз] есмь сый»).
Иконография: «Богоматерь Казанская» — одна из наиболее чтимых в России икон Пресвятой Девы. Согласно преданию, этот образ Богоматери с Младенцем явился в Казани в 1579 г. При Иване Грозном и после основания на месте его обретения девичьего монастыря хранился там до 1904 года, когда был похищен.
Общерусская известность иконы началась с ХVII века в Москве. Члены царской династии Романовых особо почитали этот образ и способствовали его прославлению. С 1613 года, по повелению царя Михаила Федоровича, помимо празднования дня явления иконы (8/22 июля), было учреждено празднование «Казанской» как защитнице Москвы (22 октября/ 4 ноября). Это связано с тем, что во время освобождения Москвы от польско-литовских интервентов список с чудотворной иконы находился в ополчении Кузьмы Минина и князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Этот образ был помещен в специально созданном храме Казанской Богоматери на Красной площади в Москве. Неудивительно, что в дальнейшем иконы «Казанской Богоматери», рассматривающиеся как палладиумы, нередко участвовали в военных походах. Так, Казанская икона особо почиталась и в Петербурге. Знаменательно, что главным собором северной столицы стал Казанский собор, где хранилась еще одна древняя «Казанская». Именно она была вознесена над головою полководца М.И. Кутузова перед его отбытием в действующую армию в 1812 году. Многие списки «Казанской» также прославились как чудотворные. К Казанскому образу Богоматери принято обращаться в различных жизненных ситуациях, особенно в случаях «очных» болезней.
Иконография представленного на исследование образа традиционна и близка к первоначальному явленному образу. Об этом говорит большое сходство между ранними иконами этой иконографии, что проявляется в общем типаже ликов, близком (порой идентичном) рисунке складок одежд, строгом узоре каймы мафория Богоматери, пропорциях. Это указывает на один прототип — утраченный чудотворный образ. Для икон «Казанской» более позднего времени характерен украшенный широкой каймой ворот платья и кайма на груди.
Датировка и атрибуция: Икона написана во второй половине ХIХ века и принадлежит традиционному направлению в русской иконописи того времени. Это проявляется в манере письма, в типажах ликов, в колорите. Скорее всего, она была создана в Мстере, где писали традиционной манере и в ХIХ веке, умели работать в разных стилях, в том числе и под ХVII век, с ориентацией на который написана данная икона, могли «состарить» образ. Во всяком случае, типажи ликов, орнамент на хитоне Христа, звезды в виде кругов с мелким орнаментом, вполне соответствует сохранившимся мстерским произведениям. Венец, со строгим обрамлением в виде просечного орнамента и гравированным рисунком лучей, имеет аналогии в искусстве конца ХIХ века (См.: Шитова Л.А. Русские иконы в драгоценных окладах. М. 2005. С. 195, 202).