Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Икона «Преображение Господне». Российская Империя, конец XIX – начало ХХ века, Мстера. Дерево, левкас, темпера.
Размер: 53,2х44,3х3,1 см., в киоте (карельская береза) - 82х67,5 см.
Икона «Преображение Господне» представляет собой памятник искусства Мстеры конца ХIХ - начала ХХ веков и принадлежит к характерным образцам старообрядческой культуры Нового времени, имеет историко-культурное и музейно-коллекционное значение.
Имеется историко-культурное атрибуционное заключение Федерального государственного учреждения культуры «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ».
Цена: 720 000 рублей
Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.
Сохранность. Оборот: Легкая деформация. Трещина на правом торце под шпонкой. Оборот, торцы и обрезы окрашены. Лицевая сторона: Икона прошла современную реставрацию. Имеются незначительные тонировки.
Описание: Основа состоит досок, укрепленных двумя врезными встречными дубовыми шпонками. На иконе представлено Преображение, о котором повествуется в Евангелии. В центре в верхнем ярусе композиции на горном отроге стоит Христос, благословляющий предстоящих. Он в голубом хитоне и охристом гиматии, покрытыми золотым ассистом. Христос изображен на фоне круглой славы, пронизанной сиянием в виде лучей, имеющей трехчастное деление, два внешних круга со звездами. На боковых отрогах по сторонам от Спасителя представлены Илия Пророк (слева) и Моисей (справа) со скрижалями, обращенные к Нему в молении. От Христа вниз отходят три луча к апостолам в нижнем ярусе композиции: Петр (слева, коленопреклоненный), Иоанн (лежащий), Иаков (справа, коленопреклоненный). Святые облачены в сине-зеленые и пурпурные «залитые» золотом одежды.
Горки изображены в виде трех высоких отрогов разных цветом с мелкими белильными лещадками. Нимбы — золотые с обводкой. Поля и фон — охра. Опушь двойная.
Надписи: на верхнем поле золотом с обводкой «Преображене Гне», «IС ХС», коричневые «Пррк Илия», «Пррк Моисей», «Ап Петръ», «Ап Иоаннъ Бо», «Ап Иаковъ». В нимбе Христа в перекрестье традиционные греческие буквы «wон» («Аз есмь сый»).
Личное выполнено по коричневой основе светлой охрой, которая в выпуклых местах дополнительно выбелена, местами положена подрумянка. Рисунок черт коричневый, тонкий. Волосы написаны по санкирной подготовке белилами или золотистой охрой. Разделка одежд традиционная: белильные пробела на выпуклых местах и темными линиями в тон проработаны складки. В случае золотопробельных одежд золото выполняет роль света.
Иконография. В евангельских текстах (Мф. XVII, 1-13; Мк. IX, 1-9; Лк. IX, 28-31) излагается таинственное событие - Преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна Богослова.
Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее, однако существует версия, что местом Преображения был один из отрогов горы Хермон в окрестностях Кесарии Филипповой.
Преображение – это явления Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. О природе Фаворского света размышляли многие поколения богословов.
Этот праздник входит в число великих двунадесятых. Во время литургии священники облачаются в белые одежды, напоминающие о нетварном фаворском свете. В русской народной традиции праздник называется также Яблочный Спас. Празднование совершается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю).
Выбор традиционной стилистики, двуперстие и надписание на иконе имени Иисуса Христа («IС» вместо «IИС») указывают, что образ был предназначен для старообрядцев.
Интерес к древнерусскому искусству XVI-XVII вв. и, особенно, к строгановской живописи, характерен для художественного языка таких центров позднего русского иконописания XIX - начала ХХ вв. как Палех и Мстера. Колористическое решение, роль золота, типология ликов, характер горок, пропорциональный строй, особая декоративность и т. п. позволяют отнести памятник к работам мстерских иконописцев. В конце ХIХ века возникает широкий интерес к древнерусскому искусству, в это время иконописцы более отчетливо понимают разницу между манерами изографов XVI и XVII веков. Стилизации, которыми так увлекались мстерцы, становятся более тонкими и выразительными. Следует отметить исключительное мастерство автора иконы как колориста: по цвету в иконе все строго соподчинено, продуманно, уравновешено.