Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Икона «Спас Вседержитель». Центральная Россия. Начало XIX века. Дерево, левкас, темпера. Басма на полях - 1820-30-е годы. СПб (?). Серебро, золочение, чеканка, канфарение. Венец. 1870-е годы. СПб. Серебро, золочение, гравировка, канфарение, просечка. Размер: 39,2х32х2,6 см.
Цена: 540 000 рублей
Произведение искусства находится в частной
коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.
Икона «Спас Вседержитель» начала ХIХ века в басменной рамке 1820-1230-х годов и с венцом петербургской работы, выполненном в русском стиле, представляет собой разновременный ансамбль, отражает разные стилистические этапы развития искусства ХIХ века, имеет историко-культурное, музейное и коллекционное значение.
Имеется историко-культурное атрибуционное заключение Федерального государственного учреждения культуры «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ».
Клейма с пробой серебра «84» на четырех заворотах басмы (на торцах).
На венце слева: сдвоенное городское клеймо Санкт-Петербурга «два якоря и скипетр» на прямоугольном щитке с пробой серебра «84», употреблявшееся в последней четверти ХХ в.; клеймо серебряных дел мастера Петрова Петра Савельева (Мастер Петров Петр Савельев известен в 1859-1874 гг. В собрании ГИМ имеется оклад иконы его работы) с инициалами «ПСП» на овальном щитке (Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело ХV-ХХ вв. М., 2003. № 1387): там же стертое клеймо пробирного мастера с годом.
Сохранность. Оборот. Основа слегка покороблена. Следы укрепления доски. Шпонки частично вышли из пазов, имеются отщепы. Ходы жучка-точильщика. Грещины, загрязнения, царапины, отверстия от гвоздей. Скол древесины на левом нижнем углу.
Лицевая сторона. Икона прошла современную реставрацию. Тонировки на розовом хитоне у горловины, на шее, по очерку фигуры, по очерку головы на волосах, на верхней части правой полосы Евангелия, на перстах левой руки, в нижней части ковчега, на надписях, на фоне иконы есть участки с поновлением золота. Венчик, прикрепленный пятью гвоздями к основе, имеет незначительную деформацию, патину и царапинки. Басма вторичного использования. Замятости по краям. Патина.
Описание. Основа состоит из одной (?) доски. Две врезные разносторонние профилированные шпонки. Оборот, торцы и обрезы залевкашены и прокрашены.
На иконе представлено полуфигурное изображение двуперстно благословляющего Иисуса Христа. Его левая рука придерживает раскрытый кодекс Евангелия с золотым обрезом с надписью:
«Прiидите блго // словенiи оца // моего насле //дуйте оугото //ванное вамъ // црствiе от сло//женiя мiра// Взалкахся бо //и дасте ми я//сти: возжаждах// ся и напоис // те мя странен» (Мф. 25:34).
Личное выполнено по светло-оливковому санкирю несколькими слоями светлой охры, на выступающих частях положены белила. Активная подрумянка на щеках, мочках ушей, губах, верхних веках и по гребню носа дополняет колористическое решение лика. Волосы написаны по оливковому тону коричневым и светлой охрой, передающими рисунок прядей волос.
Иконописец пишет личное мелким мазком, положенным по форме. Хитон - розового цвета с белильными высветлениями и малиновой разделкой складок, гиматий — синий, «залитый» белилами, складки проработаны более темным тоном. Пробела, носящие графический характер, условно передают форму. Ворот хитона украшен орнаментированной золотой оторочкой. Клав - синий, с белильным орнаментом. По сторонам от нимба на фоне монограмма Христа «IС» и «ХС», ниже надпись «ГДЬ ВСЕ//ДЕРЖИТЕЛЬ». Надписи красные. Фон - золотой. Венец гладкий, по краю украшен просечным узором из ромбовидных форм. В перекрестье помещены выгравированные буквы «WОН» (Аз есмь сый).
Басма состоит из четырех крупных фрагментов, соединенных на углах под углом 45 градусов. Основные элементы орнамента — чередующиеся довольно-таки крупные цветы пиона (?) и многолистники, помещенные в проканфаренные круги, которые объединяются вьющимся побегом. Вертикальный флоральный мотив придает структуре орнамента ритмическую жесткость.
Иконография. Поясное изображение Спасителя с Евангелием относится к древнейшим иконографическим типам. Оно было популярно во всех странах православного региона; с древности известно на русской почве. Было распространено и в Новое время, в частности, в иконописи старообрядцев. Текст на Евангелии нередко помещается на иконах Христа – Великого Архиерея. Особенности надписания на иконе имени Иисуса Христа («ТС» вместо «ТИС»), наряду с двуперстием, указывает, что данный образ был предназначен для старообрядцев. Тип лика, округлого, с большими глазами, пухлыми устами, розовым румянцем, почти прозрачными усами и бородой близок к образам Спасителя, сформировавшимся в искусстве русских иконописцев ХVIII в. под влиянием искусства барокко.
Датировка и атрибуция. Мастер «Спаса Вседержителя» в типологии лика и его колористическом строе ориентировался на иконописные традиции позднего ХVIII в., вобравшие в себя особенности барочного понимания формы и цвета. Вместе с тем, характер пробелов на одеждах, рисунок складок, передача объема находят аналогии в консервативном искусстве Палеха конца ХVIII - начала ХIХ веков (см.: Торжкова В., авт.-сост. Неизвестный Палех. Иконы. М., 1995. С. 27). Интенсивный и, в то же время, светлый колорит, графичность манеры позволяют датировать икону началом ХIХ века (см.: Святые образы. Русские иконы ХV-ХХ веков из частных собраний. М., 2006. № 78, 79). Для художественного языка данного произведения характерно сочетание двух направлений, что позволяет предположить, что мастер вышел из традиционного центра иконописания (Палеха), но, скорее всего, работал в Москве или Петербурге. Его заказчики принадлежали старообрядческой среде.
Басменная рама, выполненная в стиле позднего классицизма, сделана неизвестным мастером-ювелиром, блестяще владевшим своим ремеслом (см. аналогии: Тарноградский И., сост. Святые образы , № 185 (1824 г.); Шитова Л.А. Русские иконы в драгоценных окладах. М. 2005. С. 150, 152, 155).
Венец, в строгой отделке которого использованы мотивы, определяющие его принадлежность к русскому стилю, исполнен П. Савельевым, работавшим в Петербурге (более сложные варианты просечного декора см.: Шитова Л.А. Русские иконы в драгоценных окладах. М. 2005. С. 185, 195).