Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Икона «Спас Вседержитель».
Икона: Мстера, вторая половина ХIХ века. Дерево, левкас, темпера. Размер: икона - 30,2х27,5х2,3 см.; в киоте – 40,5х38 см.
Венец: Ярославль, конец 1830-х годов. Серебро, золочение; чеканка, канфарение.
Басма на полях: Ярославль, 1839 год. Серебро, басма, канфарение.
Цена: 360 000 рублей
Произведение искусства находится в частной
коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.
Икона «Спас Вседержитель», второй половины ХIХ века с венцом и в басменной рамке 1839 года ярославской работы на полях, представляет собой разновременный ансамбль, являющийся выразительным памятником искусства двух российских художественных центров Мстеры и Ярославля, имеет историко-культурное, музейное и коллекционное значение.
Имеется историко-культурное атрибуционное заключение Федерального государственного учреждения культуры «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ».
Клейма на четырех торцах басмы: проба серебра «84», городское Ярославля «медведь на задних лапах с секирой» типа № 3794, использовавшееся в 1839-1842 гг. (Постникова—Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело ХV-ХХ вв . М., 2003); пробирного мастера Люсинова Николая Васильева «Н*Л», работавшего 1832-1892 гг.; мастера Кривоногова Михаила Васильева с инициалами «МК» на овальном щитке, работавшего в 1820-1850 гг. в Ярославле. На венце клеймо с пробой серебра «84».
Сохранность. Оборот: Основа слегка покороблена. Следы склейки доски. Имеются ходы жучка-точильщика. Загрязнения, царапины, отверстия от гвоздей.
Лицевая сторона: Икона прошла современную реставрацию. Имеются чинки левкаса с последующей реконструкцией слева на рукаве хитона и ниже на гиматии, справа по краю фигуры, на фоне. Обширные тонировки на фоне иконы. Незначительные тонировки на розовом хитоне у горловины, на шее, по очерку фигуры, по очерку головы на волосах, на складках одежд, на хитоне справа с заходом на верхнюю часть левой полосы Евангелия.
Венчик имеет незначительную деформацию, разрывы, чинки. Золочение поновлено.
Басма вторичного использования. Рельеф сглажен. Замятости. Разрывы. Патина.
Описание. Основа состоит из одной доски. Две врезные разносторонние шпонки. На иконе представлено полуфигурное изображение двуперстно благословляющего Иисуса Христа. Его левая рука придерживает раскрытый кодекс Евангелия с розовым обрезом с надписью: «Приидете блго // словении отца мо//его наследуйте //уготованное ва//мъ црствие// нбесное от сложе//ния мира вз//алкахъ бо ся //м дасте ми яс//ти возжаждахъ» (Мф. 25:34). Личное выполнено по светло-коричневому санкирю охрой, на выступающих частях положены белильные высветления и оживки. Нежная подрумянка дополняет колористическое решение лика. Тонкий рисунок лика выполнен коричневым цветом. Хитон розового цвета с золотой разделкой, гиматий — темно-синий, «залитый» золотым ассистом. Ворот хитона — с орнаментированной золотой оторочкой. По сторонам от нимба на фоне монограмма Христа «IС» и «ХС», ниже надпись «ГДЬ ВСЕДЕ//РЖИТЕЛЬ,. Надписи коричневые. Фон - охра. Венец объемный. По краю украшен широкой полосой орнамента из пальметт. Для венца характерно сочетание гладких и канфаренных поверхностей, что создает мягкое мерцание. В перекрестье помещены чеканные круги с буквами «WОН» (Аз есмь сый). Басма состоит из четырех крупных фрагментов, соединенных на углах под углом 45 градусов. Орнаментальные мотивы традиционны для данного стиля и периода — чередование довольно-таки крупных пальметт и трилистников, с вкраплением более мелких листочков между ними. По внутреннему краю «пущен» жемчужник.
Иконография. Поясное изображение Спасителя с Евангелием относится к древнейшим иконографическим типам. Оно было популярно во всех странах православного региона; с древности известно на русской почве. Было распространено и в Новое время, в частности, в иконописи старообрядцев. Текст на Евангелии нередко помещается на иконах Христа – Великого Архиерея. Надписание на иконе имени Иисуса Христа ( «IС» вместо «IИС»), наряду с двуперстием, указывает, что образ был предназначен для старообрядцев.
Тип лика с правильными пропорциями, с большими глазами, высокими бровями, маленькими устами, почти прозрачными усами и бородой напоминает древнерусские образы Спасителя, сформировавшиеся в искусстве строгановских мастеров и относящиеся к раннему XVII в. Мастер «Спаса Вседержителя» ориентировался на традиции раннего XVII в., главным образом, на иконопись строгановских мастеров, для которой характерен особый тип лика Спасителя, свой пропорциональный строй, прихотливость рисунка, обилие золота. Интерес к искусству XVII в. и, особенно, к строгановской живописи, характерен для художественного языка таких центров русского иконописания, как Палех и Мстера. Колористическое решение, большая роль золота, деликатность в использования декоративных элементов, стилизация искусства XVII в. позволяют отнести памятник к работам мстерских иконописцев. Традиционный благородный колорит позволяет датировать икону второй половиной ХIХ в. Близкие по стилю памятники этого времени см.: Святые образы. Русские иконы ХV-ХХ веков из частных собраний. М., 2006. № 158, 159.
Басменная рама выполнена известным ярославским мастером Кривоноговым Михаилом Васильевым, работы которого находятся в нескольких государственных коллекциях, в том числе и в ГИМе. Возможно, что венец (есть только клеймо с пробой), в орнаментации которого использованы близкие мотивы, создан в этой же мастерской. Стилистически венчик и рама относятся к так называемому николаевскому барокко. Аналогии см.: Шитова Л.А. Русские иконы в драгоценных окладах. М. 2005. С. 150, 155). Икона «Спас Вседержитель», второй половины ХIХ века с венцом и в басменной рамке 1839 года ярославской работы на полях, представляет собой разновременный ансамбль, являющийся выразительным памятником искусства двух российских художественных центров Мстеры и Ярославля, имеет историко-культурное, музейное и коллекционное значение.