Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Икона «Святитель Николай Чудотворец». Российская Империя. Конец ХIХ века. Дерево, левкас, темпера. Оклад - 1889 год. Москва. Иван Фёдоров (?). Дерево, левкас, темпера; серебро (84 проба), чеканка, штамповка, гравировка, резьба, золочение, эмали.
Размер: икона - 31,2х27,1х2,0 см.; оклад - 31,5х27,1х1,7 см.
Цена: 2 250 000 рублей
Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.
Икона в окладе «Святитель Николай Чудотворец» имеет историко-культурную и художественную ценность.
Экспертиза: Коллегия экспертов по культурным ценностям (Н.В. Герасименко)
Клейма: На нижнем борте: тройник «А•А/1889»; «фигура всадника на коне в повороте влево»; «84» — клеймо пробирного мастера Анатолия Аполлоновича Арцибашева, городовое клеймо Москвы и проба серебра; в прямоугольном щитке «ФИ» — предположительно клеймо московского мастера Ивана Фёдорова. На венце внизу слева, на Евангелии, на всех наугольниках, на накладке с наименованием — в прямоугольном щитке «ФИ» и в круглом щитке — фигура св. Георгия на коне в повороте влево — городовое клеймо Москвы.
Состояние сохранности. Лицевая сторона: Икона прошла антикварную реставрацию. Авторская живопись поновлена. Личное частично прописано. Фигура Богоматери с омофором написана заново, фигура Христа прописана. Надпись Имени святого и фон полностью восстановлены, прописи букв на Евангелии. Небольшие выпады и потертости красочного слоя по краям. Кракелюр.
Оборотная сторона: Основа дублирована древней доской, шпонки новые. На древней дублировочной доске процарапаны надписи «Николу в окладе свет ... ризу» и другие. Мелкие выщерблины, механические повреждения, царапины.
Оклад: Небольшая деформация металла по краям. Точечные утраты эмали. Частичное восстановление эмали. Потертости золочения. Загрязнения.
Святитель Николай, архиепископ Мирликийский (342), — один из наиболее почитаемых святых во всем христианском мире. Русской Православной Церковью его память празднуется 6/19 декабря и 9/22 мая. Мощи святого, похороненного в Мирах Ликийских, были перенесены в 1087 году в город Бари в Италии, где находятся до настоящего времени. Житие святого изобилует описаниями его многочисленных прижизненных и посмертных чудес, которые часто и подробно воспроизводились в житийных циклах.
На иконе святитель представлен в одной из традиционных иконографий: фронтально по пояс, с благословляющей правой рукой и раскрытым Евангелием на покровенной левой руке. Типология лика святителя с высоким лбом, форма бороды и волос полностью соответствует традициям его изображения, делает образ хорошо узнаваемым. На фоне на облаках представлены: Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором, что напоминает о Никейском чуде, описанном в Житии святого. На Первом Вселенском церковном соборе в Никее Николай выступил против антитринитарного учения Ария (признанного впоследствии ересью) и дал ему пощечину, за что был заточен в темницу и лишен епископского сана. В темнице ему явились Христос и Богородица, вручив отобранные у него знаки епископского достоинства — Евангелие и омофор.
Святой Николай облачен в святительские одежды: крестчатую фелонь малинового цвета с золотопробельным письмом; на плечах зеленый омофор с малиновыми крестами и золотыми узорами. Текст и в иконописи, и на окладе характерен для этого извода и воспроизводит фрагмент Евангелия от Луки, 6: 24, читаемой на Литургии в день празднования памяти св. Николая: «Во время оно ста Иисус на месте равне и народ ученик Его и множество много людей...».
Особенности личного письма, в частности, своеобразный рисунок морщин на лбу, выдают руку мастера, ориентирующего на традиции XVII века и знакомого со старообрядческой иконописью. Двуперстное благословение, написание красной буквицы в тексте Евангелия, использование канонической иконописной стилистики были присущи иконописцам, получивших выучку в старообрядческой или единоверческой среде.
Икона покрыта сплошным серебряным окладом, прорези выполнены по контуру лика и рук св. Николая, Христа и Богоматери. Фон гладкий. На полях — мелкосетчатый орнамент в виде плетенки; по внутреннему и внешнему краям — рельефные бортики с рисунком в виде поребрика. В окладе применены как ручные, так и механические способы обработки металла. Особый декоративный эффект достигается созданием чеканной прорезной ризы с орнаментальными мотивами в виде виноградной лозы, выполнение которой требовало значительного мастерства. Нарядность образу придаёт многоцветный эмалевый венец и наугольники на полях, украшенные синей, голубой, зеленой, белой и красной эмалью. Декор стилизован под орнаменты произведений мастеров конца XVII века с «цветущим» вьющимся побегом и витражными красной и зеленой эмалями. Накладная плакетка с надписью «СВ. НИКОЛАЙ ЧУДОТВОР.» на нижнем поле и накладка текста Евангелия выполнена в технике выемчатой эмали.
Оклад был изготовлен в 1889 году в Москве. Об этом свидетельствует городовое клеймо Москвы с изображением св. Георгия, поражающего змия в повороте влево, применявшееся в 1880-1890-х гг. и клеймо пробирного мастера Анатолия Аполлоновича Арцибашева, встречаемое на изделиях московских серебряников с 1889 года (В книге М.М. Постникова-Лосева, Н.Г. Ульнова, В.Л. Ульянова. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1995. С. 205, датой начала его работы в Москве называют 1991 год, однако, в последних исследованиях начало его деятельности в Москве указывается с 1889 года. В частности его клеймом с датой 1889 год и городовым клеймом Москвы отмечена икона «Господь Вседержитель» в окладе фабрики А.Г. Мухина; подстаканники фабрики П.П. Милюкова и многие др. Именник мастера «ФИ» не может быть однозначно истолкован. В Москве в это время работало несколько мастеров с данными инициалами. Среди них наиболее заметны: Иван Федоров, работавший с 1885 года, а с 1895 года заведовавший мастерской по изготовлению серебряных изделий (по адресу: 2-й Крутицкий пер., собственный дом); Иван Федорович Федоров, владелец мастерской серебряных изделий, располагавшейся по адресу Б. Грузинская ул., собственный дом 1895-1896 (В.В. Скурлов. Список ювелиров Москвы, 1850-1917 гг. С. 287. М.М. Постникова-Лосева, Н.Г. Ульнова, В.Л. Ульянова. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1995. С. 215.).; Иван Федоров, работавший как мастер с 1881 года. Однако, в связи с распространенностью фамилии, пока не удалось точно идентифицировать этих мастеров.