Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Икона «Великомученик Пантелеймон». Российская Империя. Афон (Мастерская Афонского монастыря Великомученика Пантелеймона). 1870-1880-е годы. Дерево, грунт, смешанная техника.
Размер: икона - 30,8х20,5х2,8 см.; в киоте: 43х36 см.
Цена: 360 000 рублей
Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.
Экспертиза: «Национальная организация экспертов в области искусства».
Сохранность. Трещинки основы в верхней и нижних частях. Отверстия от гвоздей. Чинки основы в нижней части иконы. Икона после реставрации. Имеются тонировки. Потертости по периметру.
Описание. Основа из одной доски, без ковчега, изготовленная из кипариса, скреплена двумя врезными фигурными профилированными сквозными шпонками. Между шпонками штамп с текстом в рамочке: «Благословенiе // св. Афонской горы // Русскаго Пантелеймонова // монастыря».
На иконе представлена прямолична полуфигура великомученика Пантелеймона, в правой руке держащего медицинскую ложку, в левой — закрытый сложной формы ларец для медикаментов, увенчанный крестом. Святой изображен безбородым юношей с округлым ликом, с тонкими чертами, короткими, чуть вьющимися волосами. Облачен в зеленую тунику с украшенной «шитыми» орнаментами по горловине и обшлагам, в лиловый плащ с орнаментированной «шитой» каймой по краю, завязанный у горловины в узел, в голубой подризник. Нимб золотой с киноварной обводкой. Фон голубой, «облачный». Опушь темно-зеленая, с киноварной и золотой разгранкой. На фоне по сторонам от головы святого киноварная с золотой обводкой надпись: «О АГIОΣ ПАN / TEΛЕMΩN».
Икона написана в живописной ветотеневой манере, то есть и лик, и доличное решены объемно, с использованием светотени. Красочный слой положен тонко. Красочная гамма иконы отличается естественностью, гармоничностью и вместе с тем, нарядностью. Декор (кайма) выполнен без использования золотой краски, мастерски.
Иконография. Св. великомученик Пантелеймон (ум. 305 г.) среди христианских святых-целителей, наряду с Космой и Дамианом, наиболее известный и почитаемый. Его имя означает «самый милосердный». Согласно житию (составлено в V-VI вв.), он родился в Никомидии; его мать, умершая, когда он был еще ребенком, была христианка. Получив светское образование, он стал лекарем и вскоре прославился своим искусством. Приняв христианство, начал лечить безвозмездно, за что именовался безмездником, бессребреником. Отказался поклониться и принести жертву языческим богам, принял мучения и был усечен мечом. Чудеса, последовавшие за его смертью, помогли обратиться в веру многим его соотечественникам. Его почитание на Православном Востоке отмечено строительством храмов уже в IV в. в Византии и Севастии Армянской. Мощи святого были разнесены по многочисленным христианским церквам Запада и Востока. Реликвии св. Пантелеймона с глубокой древности хранились в Софии Константинопольской, где их видели русские паломники.
На Руси также были известны реликвии целителя (мощи Пантелеймона были заложены в основание престола Преображенского храма в Чернигове (1030-1031)). Глава святого оказалась в Свято-Пантелеймоновом Русском Афонском монастыре. В России Пантелеймон почитался как целитель, как небесный покровитель и защитник воинов. Память 9 августа. Изображался святой в виде красивого безбородого кудрявого юноши с атрибутами целителя (коробочкой с медикаментами и ложечкой).
В данной иконе иконография традиционная.
Атрибуция и датировка. На обороте иконы сохранился характерный чернильный штамп с благословением Русского Пантелеймонова монастыря. Характер доски и шпонок, их обработка аналогичны многим иконам с Афона. Цветовая гамма, сама стилистика произведения укладываются в то, что называется афонской иконой второй половины ХIХ - начало ХХ веков. Таким образом, все материальные признаки подтверждают принадлежность иконы к афонской иконописи. С 1169 года Собор Святой Горы Афон передал Пантелеймонов монастырь русским инокам. В разные периоды русской истории связи с монастырем на Афоне то укреплялись, то полностью разрывались. В нем жили большей частью сербы или греки. В 1770-м году немногочисленная братия переселилась из горной обители (Нагорный Русик) в прибрежный небольшой монастырь. В первой половине ХIХ века положение этого монастыря было бедственное. С 1840-х годов монастырь начинает подниматься. Русских монахов становится все больше, их влияние на жизнь обители все более весомым. Уже в 1870—1880-е годы в монастыре идет бурное строительство. Создаются фотографическая лаборатория, литографская мастерская, которая печатает иконки, брошюры, картинки для паломников. Первая русская иконописная мастерская в монастыре была создана в середине ХIХ в при схимонахе Иерониме (Соломенцове). Большую роль в становлении мастерской и выработке ее стилистике сыграли иеромонах Василий (Селезнев) и схиархидиакон Лукиан (Роев), оба — прекрасные художники. В 70-х годах ХIХ века влияние на духовную жизнь в России этой обители стало особенно заметным благодаря деятельности о. Арсения и Пантелеймоновской часовни, своего рода Подворья монастыря в Москве. Иконописные мастерские самого монастыря и его скитов на Афоне создают иконы своего покровителя для раздачи паломникам, которые в большом числе приезжают на Афон и увозят их на Родину в качестве паломнических реликвий. Иконы имели красные сургучные печати (благословение Св. Горы Афон), чернильные печати или соответствующие надписи. Иконописцы были большей частью русские. Для паломников изготовлялись печатные иконы, которые дополнительно «оживлялись» красками. Иконописный репертуар литографской мастерской был близок иконописной. Образы Пантелеймона на печатных иконах повторяли по иконографии, типологии, колориту иконописные. Благодаря деятельности русских афонских монастырей икон афонского происхождения в предреволюционной России было очень много. Это были и небольшие иконы для домашних молелен, и большие храмовые образа, живописные и печатные иконы. Они очень ценились и стоили дороже русских икон этого же времени. Исследуемая икона написана в манере, характерной для русских афонских икон последней трети ХIХ века. Это был вариант академической живописи, далеко ушедшей от традиционной иконописи, с определенными типами миловидных ликов и своеобразным колоритом, построенным на ярких, порой несколько высветленных цветах. В цветовой гамме играли большую роль красный, зеленый, голубой, желтый, лиловый. В иконах использовалась техника масляной живописи. Качество исполнения было всегда весьма профессиональным: умело «лепились» с использованием светотени объемы ликов и складок одеяний, грамотно строилась цветовая палитра.
Икона «Великомученик Пантелеймон» 1870-1880-х годов, написанная на Афоне в Русском Пантелеймонове монастыре, скорее всего, русским мастером, представляет собой прекрасный по исполнению, характерный по стилю памятник эпохи, свидетельствующий о связях России с Афоном, его русскими обителями, а следовательно о важных духовны процессах в русском обществе конца ХIХ - начала ХХ веков.
Имеет историко-культурное и музейно-коллекционное значение.