Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Гравюра «Проспект по реке Фонтанке»

Гравюра «Вид Санкт-Петербурга на реку Фонтанку между Гротоми дворцовым продовольственным складом» по рисунку русского художника М.И. Махаева «Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запаснаго дворца на Полдень». Гравюра на меди 1780-х годов, печати с ручной издательской раскраской акварелью. Выполнена неизвестным французским гравёром, отпечатана парижским печатником Жаком Шеро (Jacques Chereau) для системы Vue d’Optique (Перспективного вида), предназначенного для просмотра в камере через линзу. Размер листа: 49,5х33 см.

Предмет находится в частном собрании. Стоимость и время просмотра уточнять по телефону.

В 1753 году отмечался первый юбилей Санкт-Петербурга - пятидесятилетие со дня основания новой российской столицы. Юный город на берегах Невы удивлял приезжих иностранцев красотой зданий и размахом строительства. Его великолепие олицетворяло могущество Российской империи. В честь памятной даты в 1753 году Российской Императорской Академией наук и художеств был выпущен альбом с изображением «знатнейших перспектив» города, один из видов которого (издания 1780-х годов), изображен на этой гравюре. Воспроизведенные в нем виды Санкт-Петербурга исполнил русский рисовальщик и гравер Михаил Иванович Махаев. Успешно овладев законами перспективной науки, частью — самостоятельно, по книгам, частью — под руководством живописца Валериани, Махаев создал замечательные проспекты Петербурга, нарисовал не просто статичные виды города, а наполнил их движением, сумел точными деталями передать биение пульса российской столицы и свое, глубоко личное отношение к увиденному.

Рисунки и гравюры с рисунков М.И. Махаева хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Vue d'Optique

Vue d'Optique или Guckkastenblatt (перспективный вид) - особый вид старых офортов, предназначенный для просмотра в камере через линзу, которая увеличивала изображение и давала иллюзию трёхмерности. Эти камеры назывались зограскопами или «peep show boxes» (to peep –заглядывать). Чаще всего «перспективные виды» изображали крупные города и знаменитые архитектурные памятники, напоминали о путешествиях, представляли библейские сцены — листы были контрастно выгравированы и раскрашены акварелью. Некоторые виды и сцены демонстрировались с подсветкой из свечей.

«Vue d'Optique» впервые появились в Англии, и во второй половине XVIII века распространились по Европе. Основными центрами производства «Vue d'Optique» стали Аугсбург и Париж. «Vue d'Optique» демонстрировались в «peep show boxes» на ярмарках. Обеспеченная публика стала приобретать такие устройства для домашнего использования, а также коллекционировать «Vue d'Optique».

МАХАЕВ Михаил Иванович (1718-1770)

Михаил (Михайло) Иванович Махаев — русский художник, мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа.

Родился в Санкт-Петербурге, в семье священника невысокого сана. В 11 лет был отдан в Академию Наук, где обучался математике и геометрии. В 1731 году был направлен в мастерскую Калмыкова, созданную при Академии, «для делания теодолита», где ознакомился с основами топографии. В 1736 году вместе с другими учениками выполнял задание по зарисовке тушью и акварелью предметов петровской Кунсткамеры для воспроизведения в гравюрах. Эта работа обогатила знания художника по естествознанию, географии, дала возможность увидеть произведения искусства (в том числе, гравюры Алексея и Ивана Зубовых).

Самостоятельно изучал законы построения перспективы, рисовал с натуры, ходил в вечерние классы иностранных языков (латинского и немецкого). После образования гравировальной мастерской при Академии, посещал занятия по рисунку с обнаженной натуры под руководством художника Гриммеля. С 1742 года числится подмастерьем Унферцахта в ландкартной мастерской, где обучается «резанию литер и ландкарт».

Гравюра как предмет искусства является результатом работы рисовальщика и резчика. Обозначение характера выполненной работы входит в традиционную композицию листа и помещается под основным изображением у правого и левого полей. Имя Махаева в большинстве случаев стоит после слов «снимал» или «рисовал»: первое обозначает применение камеры-обскуры, а второе — создание самостоятельного творческого рисунка.

Махаев точно передает облик того или иного здания, фиксирует его с почти фотографичной точностью. Часто художник работает с архитектурными проектами, по которым создает фасады уже несуществующих или ещё непостроенных зданий.

К традиции архитектурного рисунка относится и включение стаффажа. Однако в работах Махаева он играет не только техническую, но и художественную роль - создает образ места, передает характер повседневной жизни. Фигуры людей объединены в жанровые сценки и соответствуют композиционному центру — зданию: придворные у Летнего дворца, кареты сановников и всадники перед Государственными коллегиями, толпа городского люда и извозчики рядом с Биржей. Дополняют образ города деревья, которые постепенно обретают большую конкретность, смелее вводятся в композицию.

После основания Академии художеств, вся художественная деятельность Академии наук была упразднена. Но ландкартная мастерская продолжала работать. Махаев занимался здесь исправлением рисунков и видов русских городов, прилагаемых в качестве иллюстраций к картам России.

Художник был похоронен на кладбище при Благовещенской церкви на Васильевском острове.

Основные работы: 1745—1753 гг. — «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших проспектов». 1750-е гг. — серия гравюр «Окрестности Петербурга» — Махаев рисовал по материалам проектов. 1763 г. — серия видов Москвы для коронационного альбома Екатерины II. 1760-е гг. — альбом видов усадьбы Кусково (издан в Париже).