Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Гравюра «Вид Санкт-Петербурга на реку Фонтанку между Гротоми дворцовым продовольственным складом» по рисунку русского художника М.И. Махаева «Проспект по реке Фонтанке от Грота и Запаснаго дворца на Полдень». Гравюра на меди 1780-х годов, печати с ручной издательской раскраской акварелью. Выполнена неизвестным французским гравёром, отпечатана парижским печатником Жаком Шеро (Jacques Chereau) для системы Vue d’Optique (Перспективного вида), предназначенного для просмотра в камере через линзу. Размер листа: 49,5х33 см.
Предмет находится в частном собрании. Стоимость и время просмотра уточнять по телефону.
В 1753 году отмечался первый юбилей Санкт-Петербурга - пятидесятилетие со дня основания новой российской столицы. Юный город на берегах Невы удивлял приезжих иностранцев красотой зданий и размахом строительства. Его великолепие олицетворяло могущество Российской империи. В честь памятной даты в 1753 году Российской Императорской Академией наук и художеств был выпущен альбом с изображением «знатнейших перспектив» города, один из видов которого (издания 1780-х годов), изображен на этой гравюре. Воспроизведенные в нем виды Санкт-Петербурга исполнил русский рисовальщик и гравер Михаил Иванович Махаев. Успешно овладев законами перспективной науки, частью — самостоятельно, по книгам, частью — под руководством живописца Валериани, Махаев создал замечательные проспекты Петербурга, нарисовал не просто статичные виды города, а наполнил их движением, сумел точными деталями передать биение пульса российской столицы и свое, глубоко личное отношение к увиденному.
Рисунки и гравюры с рисунков М.И. Махаева хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Vue d'Optique
Vue d'Optique или Guckkastenblatt (перспективный вид) - особый вид
старых офортов, предназначенный для просмотра в камере через линзу, которая
увеличивала изображение и давала иллюзию трёхмерности. Эти камеры назывались
зограскопами или «peep show boxes» (to peep –заглядывать). Чаще всего
«перспективные виды» изображали крупные города и знаменитые архитектурные
памятники, напоминали о путешествиях, представляли библейские сцены — листы
были контрастно выгравированы и раскрашены акварелью. Некоторые виды и сцены
демонстрировались с подсветкой из свечей.
«Vue d'Optique» впервые появились в Англии, и во второй половине XVIII
века распространились по Европе. Основными центрами производства «Vue
d'Optique» стали Аугсбург и Париж. «Vue
d'Optique» демонстрировались в «peep show boxes» на ярмарках.
Обеспеченная публика стала приобретать такие устройства для домашнего
использования, а также коллекционировать «Vue d'Optique».
МАХАЕВ Михаил Иванович (1718-1770)
Михаил (Михайло) Иванович Махаев — русский художник, мастер рисунка
и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа.
Родился в Санкт-Петербурге, в семье священника невысокого сана. В 11 лет
был отдан в Академию Наук, где обучался математике и геометрии. В 1731 году был
направлен в мастерскую Калмыкова, созданную при Академии, «для делания
теодолита», где ознакомился с основами топографии. В 1736 году вместе с другими
учениками выполнял задание по зарисовке тушью и акварелью предметов петровской
Кунсткамеры для воспроизведения в гравюрах. Эта работа обогатила знания
художника по естествознанию, географии, дала возможность увидеть произведения
искусства (в том числе, гравюры Алексея и Ивана Зубовых).
Самостоятельно изучал законы построения перспективы, рисовал с натуры,
ходил в вечерние классы иностранных языков (латинского и немецкого). После
образования гравировальной мастерской при Академии, посещал занятия по рисунку
с обнаженной натуры под руководством художника Гриммеля. С 1742 года числится
подмастерьем Унферцахта в ландкартной мастерской, где обучается «резанию литер
и ландкарт».
Гравюра как предмет искусства является результатом работы рисовальщика и
резчика. Обозначение характера выполненной работы входит в традиционную
композицию листа и помещается под основным изображением у правого и левого
полей. Имя Махаева в большинстве случаев стоит после слов «снимал» или
«рисовал»: первое обозначает применение камеры-обскуры, а второе — создание
самостоятельного творческого рисунка.
Махаев точно передает облик того или иного здания, фиксирует его с почти
фотографичной точностью. Часто художник работает с архитектурными проектами, по
которым создает фасады уже несуществующих или ещё непостроенных зданий.
К традиции архитектурного рисунка относится и включение стаффажа. Однако в
работах Махаева он играет не только техническую, но и художественную роль -
создает образ места, передает характер повседневной жизни. Фигуры людей
объединены в жанровые сценки и соответствуют композиционному центру — зданию:
придворные у Летнего дворца, кареты сановников и всадники перед
Государственными коллегиями, толпа городского люда и извозчики рядом с Биржей.
Дополняют образ города деревья, которые постепенно обретают большую
конкретность, смелее вводятся в композицию.
После основания Академии художеств, вся художественная деятельность
Академии наук была упразднена. Но ландкартная мастерская продолжала работать.
Махаев занимался здесь исправлением рисунков и видов русских городов,
прилагаемых в качестве иллюстраций к картам России.
Художник был похоронен на кладбище при Благовещенской церкви на
Васильевском острове.
Основные работы: 1745—1753 гг. — «План столичного города Санкт-Петербурга с
изображением знатнейших проспектов». 1750-е гг. — серия гравюр «Окрестности
Петербурга» — Махаев рисовал по материалам проектов. 1763 г. — серия видов
Москвы для коронационного альбома Екатерины II. 1760-е гг. — альбом видов
усадьбы Кусково (издан в Париже).