Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Гравюра «Елисавета Первая.
Императрица, Самодержица Всероссийская». Российская империя, Санкт-Петербург, 1761 год. По
живописному оригиналу 1758 года художника Луи Токке (1696–1772) «Портрет российской
императрицы Елизаветы Петровны». Гравер: Георг Фридрих Шмидт (1712–1775).
Бумага, гравюра резцом, офорт. Размер: 72х52 см. в свету.
Артикул: 21-111-1. Цена: 330 000 рублей
Луи Токке «Портрет российской императрицы Елизаветы Петровны», 1758 год
Государственный Эрмитаж
Луи Токке (19 ноября 1696 г., Франция, Париж - 10 февраля 1772 г. (75 лет), Франция, Париж)
Ж.-М. Натье. Портрет
Луи Токке (1739)
Луи Токке – французский художник-портретист, блестящий представитель рококо.
Придворный живописец.
Учился сначала у Н. Бертена, а потом у Ж.-М. Натье. Еще в молодости стал
выставлять свои работы в парижском салоне, каждый раз с большим успехом, и
удостоился написать портреты королевы, дофина и его супруги, благодаря чему
получил известность не только во Франции, но и за ее пределами.
В 1731 году был уже сопричисленным к Парижской академии, а в 1734 году — ее
действительным членом. Луи Токке больше работал с натуры,
чем Ж.-М. Натье, а его любовь к деталям помогала ему передавать
индивидуальность модели. Его портреты естественнее и проще. Токке чтил иерархию
жанров и, тяготея к интимности портретной характеристики, пользовался и
традиционными формами парадной композиции Риго. В речи на академической
конференции в 1750 году он рекомендовал портретистам улавливать благоприятные
состояния, придающие лицу миловидность.
Луи Токке вошел в историю искусства как блестящий мастер парадного
портрета. В его произведениях с тонко очерченной композицией характеристика
модели порой скрывается за декоративным украшательством, пристальным вниманием
художника к костюму, его деталям. При этом портреты Токке всегда отличает ясный
рисунок, и художник всегда безошибочно эффектно представляет свою модель.
Несмотря на французское происхождение, усвоенную в Париже у Бертена и Натье
школу, искусство Токке носит общеевропейский характер. Портрет Марии Лещинской,
королевы Франции, был исполнен художником в ранний период его творчества, когда
он, работая при Дворе Людовика XV, обрел известность и славу.
Токе в основном работал в Париже, но в 1756—1758 гг. был приглашен в Россию
канцлером Воронцовым для написания портрета императрицы Елизаветы Петровны.
В 1756 году явился в Санкт-Петербург и провел в нем восемнадцать месяцев, в
течение которых исполнил несколько портретов императрицы Елизаветы Петровны. Из
них два, во весь рост, — в Романовской галерее Зимнего дворца и в Большом
Царскосельском дворце, один, коленный, — в Александровском Царскосельском
дворце и другой коленный — в Версальском дворце близ Парижа.
В России он с триумфом исполнял также портреты знатных лиц - гр. К.Г.
Разумовского, гр. И. Г. Чернышева и некоторых других.
Во время работы при русском дворе пользовался там огромным успехом.
Присущие Луи Токке живописное мастерство, тонкая холодная серебристая цветовая
гамма оказали заметное влияние на формирование таких русских мастеров, как Ф.С.
Рокотов и Д.Г. Левицкий.
На обратном пути из России в Париж, куда он возвратился в 1760 году,
остановился в Копенгагене и написал там портреты датского короля, королевы и
некоторых принцев их дома. В 1769 году вторично посетил Копенгаген, причем был
избран в члены тамошней академии. В Париж он вернулся в 1759 году, но вскоре
оставил занятия живописью. Другие известные произведения: «Мадам д'Анже,
супруга генерала Франсуа Бальтазара д'Анже Дюфэ» (1753 год, Лувр, Париж);
«Портрет мадам Дуайген» (музей Карнавале, Париж); «Портрет графини Е.А.
Головкиной» (1757 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Георг Фридрих ШМИДТ (1712-1775). Гравер короля
Автопортрет Георга
Фридриха Шмидта (1752). По собственной композиции 1752 г. Г.Ф. Шмидта
Георг Фридрих Шмидт – выдающаяся фигура в истории
европейской гравюры трех стран – Германии, Франции и России, оставивший в
каждой из них заметный след.
Г.Ф. Шмидт родился в 1712 году, в Берлине, в семье суконщика. В совсем юном
возрасте получил разрешение посещать занятия по рисунку при Берлинской академии
искусств, изучал и копировал лучшие образцы гравировального искусства.
В 1737 году Шмидт, имея рекомендательное письмо от самого значительного
художника прусского двора Антуана Пэна к его другу, советнику Королевской
академии живописи и скульптуры Никола Ланкре, отправился в Париж. Оценив по
достоинству берлинские работы Шмидта, исполненные с очевидным мастерством,
Ланкре рекомендовал его искусному граверу и замечательному мастеру портрета
Никола де Лармессену (1684–1755 гг.), даже не как ученика, но в качестве
помощника или сотрудника.
За относительно небольшое время Георг Фридрих Шмидт в совершенстве постиг
технические приемы французской гравировальной школы, которую принял для себя
как некий канон. Свидетельством тому стал показанный на выставке портрет
молдавского господаря Константина Маврокордата (Скарлатти) по оригиналу Жана
Этьена Лиотара.
Парижская публика успела оценить искусство Георга Шмидта по гравированным
изображениям короля Пруссии Фридриха II, Иоганна Бернулли, регента медицинского
факультета в университете Парижа и консультанта короля Жана Батиста Сильвы,
архиепископа Шарля де Сент-Обена, признав его одним из лучших мастеров гравюры.
В 1739 году по предложению ректора Королевской академии, едва ли не самого
прославленного тогда живописца Гиацинта Риго (1659–1743 гг.), Шмидт переводит в
гравюру написанный им портрет еще здравствующего племянника знаменитого маршала
де Тюренна, графа д’Эврё.
Гравюра имела огромный резонанс в среде художников, советовавших
представить ее в Королевскую академию, что явилось исключительно важным
событием, определившим по существу начало успешной творческой судьбы художника.
В 1742 году за гравированный портрет Пьера Миньяра, выполненный по
живописному оригиналу Риго, Шмидт был принят в члены французской Королевской
академии живописи и скульптуры. В ряду многочисленных гравированных портретов
Миньяра этот, исполненный мастером, считается лучшим и именно им иллюстрируется
большинство посвященных живописцу публикаций.
В 1744 году прусский король Фридрих II призвал Георга Фридриха Шмидта к
себе в качестве придворного гравера. Художника хорошо приняли при дворе. Он
много работал и создал здесь ряд выдающихся портретов.
В 1757 году, с согласия короля (хотя шла война между Пруссией и Россией)
Шмидт отправился в Петербург, куда был приглашен по контракту на пять лет для
преподавания в гравировальном классе при Академии наук. Среди замечательных
произведений, выполненных в петербургский период: портреты графа Воронцова,
графа Разумовского, графа Эстергази, графа П.И. Шувалова и, конечно знаменитый
портрет императрицы Елизаветы Петровны с работы Токе. В 1765 году, уже после
отъезда Шмидта в Берлин в 1762 году, вновь учрежденная в Петербурге Академия
художеств избрала его в число своих первых почетных членов.
Пятилетнее пребывание мастера в Петербурге имело большое влияние на
художественное образование русских гравёров того времени. Среди наиболее
талантливых русских учеников были Я. Васильев, Е. Виноградов, Ал. Греков и
необычайно одаренный Е. Чемесов.
В Берлине Шмидт продолжал работать также много и плодотворно. В это время
он гравирует преимущественно не резцом, а крепкой водкой и сухой иглой в манере
Рембрандта. Рембрандтом он заинтересовался в XVIII веке одним из первых и
создал ряд прекрасных офортов с его картин, в которых более, чем кто-либо
другой, приблизился к офортам великого голландца.
Шмидт обладал отменным даром рисовальщика. О его мастерстве в этом качестве
можно судить, например, по портретам аббата Прево, Ж.-О. де Ламетри, П.И.
Шувалова, по подготовительному рисунку сангиной к портрету М.-К. де Ла Тура
1772 года, по портрету доктора Либеркюна, выполненному в пастели в 1745 году,
по портрету жены и автопортретам.
Имя Георга Фридриха Шмидта еще при жизни было окружено славой, а работы,
снискавшие всеобщее признание, активно коллекционировались как русскими, так и
иностранными собирателями.
«Искуснейшее из искусств» – гравюра, как важная часть европейской изобразительной
культуры, вероятно, навсегда ушедшая в прошлое вместе с ее чрезвычайно
трудоемкой техникой, виртуозным мастерством и утонченной эстетикой, сегодня
способна поражать зрителя в гораздо большей мере, нежели во времена ее
популярности.