Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Старинная гравюра «Мадонна с младенцем» («Madonna and Child», «Madonna und Kind») с оригинала картины Бартоломе Эстебана Мурильо. Murillo pinx. D.I. Pound sc. «Madonna and Child. Madonna und Kind». Murillo pinx. D.I. Pound sc. Размер: 26,4х19,1 см.
Надрыв около 1 сантиметра по правому краю в нижней части. Лист не оформлен.
Цена: 1 000 рублей
Бартоломе Эстебан Мурильо «Мадонна с младенцем», 1670 год
МУРИЛЬО Бартоломе Эстебан (около 31 декабря 1617 г., Севилья, Испания - 3 апреля 1682 г., там же)
Автопортрет художника
Ведущий испанский живописец «золотого века», глава севильской школы.
Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном
монастырском доме. Ребёнок рано стал сиротой: в 1627 году умер его отец, а
спустя год — мать, после чего мальчик попал на воспитание в семью сестры
матери. Учился у Хуана дель Кастильо и вначале работал в его сухой, жёсткой
манере до той поры, пока приезд в город Педро де Мойи, перенёсшего туда стиль
ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание
совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, предоставил ему
возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана,
Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал
сильное влияние на его развитие. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными
в жизни Мурильо. В 1645 году он вернулся в Севилью совсем другим художником и
вскоре получил крупный заказ от францисканского монастыря. Выполнение этого
заказа стало своего рода отчётом о годах ученичества.
Работа над циклом для монастыря совпала с созданием домашнего очага: в 1645
году Мурильо вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая
родила ему пятерых детей. Несомненно, отражённая в творчестве внутренняя
эмоциональная жизнь художника подчинялась ритмам семейного бытия. До 1633 года
творческая эволюция мастера представляла собой динамичное движение вперёд.
После смерти жены 1 января 1664 года Мурильо два года работал довольно
медленно. Постепенно он перешёл к новому этапу своей жизни, начало которому
положил большой заказ для церкви Санта Мария ла Бланка, ставший вспомогательным
приходом Севильского собора. Некоторое время художник жил в монастыре
капуцинов, где ему было предложено украсить всю алтарную стену. В мае 1665 года
Мурильо был принят в Братство милосердия. Вознаграждение, полученное живописцем
за работу для Братства, не повлияло на присущий Мурильо умеренный образ жизни.
Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме.
В 1682 году Мурильо, со времени поездки своей в Мадрид не покидавший
Севильи, приехал в Кадис, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря
большую алтарную картину «Обручение св. Екатерины». Трудясь над ней, он по
неосторожности свалился с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно
отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля того
же года; кадисская картина была дописана его учеником Осорио.
Известность пришла к Мурильо в 1645 году с выполнением заказа из 11 картин
для местного монастыря ордена францисканцев. Основные из них: «Св. Диего
насыщает нищих» (Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид),
«Чудо св. Диего», или так называемая «Кухня ангелов» (Лувр, Париж), «Кончина
св. Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герц. Поццо-ди-Борго, Париж) и «Св.
Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк). Уже в этих
произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются
колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер
Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа.
Значительно плавней и гармоничнее по краскам написанные им для севильского
собора «Св. Леандр» и «Св. Исидор» (оба в ризнице этого собора), и две главные
в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы»
(1655; Лувр) и «Видение св. Антония Падуанского» (1656; Севильский собор). В
1665 году Мурильо был занят работами для севильской церкви
Санта-Мариа-ла-Бланка, из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые
картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в
Париже), «Непорочное зачатие» (в Луврском музее), «Основание базилики
C.-Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской акад. художеств) и «Сон римского
сенатора» (там же). В 1668 году из-под кисти Мурильо вышла великолепная
«Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале
капитула севильского собора), а в 1670 году — одно из лучших его созданий в
колоритном отношении, «Св. Семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем»
(в Луврском музее). Со второго из только что указанных годов вообще начинается
самый продуктивный период творчества Мурильо. В 1674 году он окончил восемь
больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и
изображающих подвиги христианского милосердия — произведения, бесподобные
столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и
выразительности фигур и лиц.
Три из них, так наз. «Жажда» («La Sed»; Моисей источает воду из скалы),
«Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Хуан де Диос, переносящий больных», остались
на своём первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям. В
1675—76 гг. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря
Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во
славе», «Св. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Франциск в экстазе»,
красуются теперь в музее этого города. Приблизительно к тому же времени
относится «Непорочное Зачатие», принадлежащее тому же музею и представляющее
едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно трактованного
художником. В 1678 году он исполнил несколько картин для севильской больницы «de
los Venerables Sacerdotes» в переводе на русский «почтенных священнослужителей»
между прочим «Богоматерь во славе», составляющую одну из главных драгоценностей
Луврского музея.
Всех произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481; по
Лефору, 478). Содержание их в основном религиозное. Значительную группу среди
них составляют изображения особого, созданного им типа, посвящённые
прославлению Богоматери и известные под названием «Непорочное зачатие» («La
Inmaculada Concepción»), «Вознесение» («La Asunción») и «La Purísima». В
произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна
является в виде отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди
облаков, и окружённой сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом
или земным шаром под ногами, с неподражаемо переданным в позе и лице выражением
девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства.
Как в этих картинах, так и в других религиозных произведениях своих,
Мурильо поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное
одушевление идеальными темами выливается в реалистические,
национально-испанские формы. Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным
в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и
светотени. В начале среднего периода его творчества, колорит его достигает до
редкого богатства тёплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в
эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному, лёгкому,
воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его
спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. Мурильо писал также и сильно
реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под
названием «Уличных ребятишек» — мальчиков и девочек, занятых едой, игрой в
кости, счётом мелких монет, продажей фруктов и т. п. Такие картины можно видеть
в Луврском музее, Мюнхенской пинакотеке, в Эрмитаже, в Будапештской и многих
других галереях. Из произведений Мурильо, не упомянутых в предыдущих строках,
особенно замечательны: «Ревекка и Елеазар» и «Воспитание Богородицы», в
мадридском музее; Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти во Флоренции,
палаццо Корсини в Риме, севильского и мадридского музеев; «Младенец Иоанн-Креститель
с ягнёнком», в Лондонской национальной галерее; «Видение св. Антония», в
берлинском музее; «Отдых св. Семейства на пути в Египет», «Непорочное Зачатие»,
«Смерть Петра Арбуэза» и «Видение св. Антония», в Эрмитаже, в котором вообще
имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника.
Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. При учреждении в
Севилье, в 1660 году, Академии художеств, в которой впервые официально введено
изучение нагого человеческого тела, он был сделан её директором, вследствие
чего, а ещё более благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное
влияние на многих живописцев местной школы. Из его непосредственных учеников,
наиболее выдающиеся — М. Осорио, С. Гомес и Вильявисенсио, а из подражателей —
А.-М. де Тобар, X. де Вальдес Леаль.