Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Масютин Василий Николаевич (1884-1955). Иллюстрация к произведению А.С. Пушкина «Сказка
о Золотом петушке», 1950-е годы. Бумага «верже», ксилография, авторская раскраска акварелью.
Размер: 46х39 см. Под изображением внизу авторская подпись голубыми чернилами.
Артикул: 18-145-11. Цена: 90 000 рублей
Имеется копия экспертного заключения эксперта Министерства культуры по музейным
ценностям, эксперта Международной конфедерации Антикваров и арт-дилеров, члена
экспертного совета московского антикварного салона Силаева В.С.
Данная работа принадлежат руке одного из интереснейших русских графиков,
блестящего гравёра Василия Масютина. Работа исполнена в технике
ксилографии с последующей авторской раскраской акварелью. Цикл иллюстраций к
произведению А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», по всей видимости, был
создан художником в начале 1950-х годов. Цикл создан под влиянием народных
лубков и народных картинок в яркой, гротесковой манере.
МАСЮТИН Василий Николаевич (29 января 1884, Рига — 1955, Германия)
Василий Николаевич Масютин - график, живописец, скульптор,
писатель.
Окончил Кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище, в течение
двух лет служил офицером в Москве. В 1907 году вышел в отставку. Осенью 1908 году поступил в МУЖВиЗ, осваивал технику офорта под руководством С.В. Иванова.
В 1907–1908 годы создал цикл рисунков «Семь смертных грехов», в 1909 году — альбом
офортов «Грех», в 1910–1911 годы альбом «12 офортов».
В 1908 году принял участие в выставке «Венок» в Петербурге. Экспонировал свои
работы на выставках Московского товарищества художников (1908–1918 гг.), Союза
русских художников (1910–1917 гг.), а также на Международной выставке печатного
дела в Лейпциге в 1914 году. В том же году окончил МУЖВиЗ. К 1913–1914 годам относятся
офорты «Кабачок», «Сумерки», «Годовщина смерти знаменитости», «Боль», «Любовь»,
«Конец», «Сломанный дом» и другие, где в гротескном ключе изображены обитатели
трущоб и притонов.
Осенью 1914 года был призван на военную службу, два года провел на фронте. В
начале 1917 года демобилизовался и возвратился в Москву. Вошел в Комиссию по
охране памятников искусства и старины, Совет управления Румянцевским музеем и
Союз художников гравюры. В 1918 году был приглашен профессором в Государственные
свободные художественные мастерские.
В произведениях 1917–1918 годов, таких как «В Буковине», «Победители»,
«1917 год», «Манифестация», отразились военные и революционные события. В те же
годы создал новую серию офортов «Семь смертных грехов».
В 1919 году обратился к ксилографии и литографии. Выполнил циклы гравюр на
дереве к своим фантастическим романам «Царевна Нефрет», «Дни творений», а также
к книгам Э.-Т.-А. Гофмана «Дон Жуан», А.В. Луначарского «Иван в раю».
Параллельно работал над серией станковых ксилографий «Вино, карты и женщины». В
1920 году в Гравюрном кабинете Румянцевского музея состоялась персональная
выставка произведений В.Н. Масютина.
В том же году эмигрировал в Берлин. В 1921–1923 годах сотрудничал в
немецких издательствах, создал иллюстрации к книгам А.С. Пушкина
«Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Повести
Белкина», «Борис Годунов»; М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; А.С.
Грибоедова «Горе от ума»; Н.В. Гоголя «Нос»; Ф.М. Достоевского «Старец Зосима»;
Л.Н. Толстого «Детство, отрочество, юность»; А.А. Блока «Двенадцать» и другим.
Опубликовал на немецком языке свои сочинения — повесть «Двое», рассказ
«Опасности зеленого острова», романы «Царевна Нефрет» и «Дни творений».
В 1923 году переиздал цикл «Семь смертных грехов». Написал ряд
теоретических работ, посвященных графическому искусству, в частности «Гравюра и
литография», «Опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор» (обе
— Берлин, 1922 г.), монографии о выдающихся мастерах графики — А. Тулуз-Лотреке,
Ф. Брэнгвине, П. Дюпоне, Т. Бьюике.
Произведения художника продолжали появляться на графических выставках в
Советском Союзе. В 1928 году в Ленинграде была организована его персональная
выставка.
В 1930–1940 годы много занимался прикладной графикой, выполнял обложки,
афиши, разрабатывал торговые марки, этикетки, рекламные плакаты. Его офорты и
статьи о русских художниках публиковались в журнале Gebrauchsgraphik. С
середины 1920-х годов часто обращался к живописи, писал портреты и натюрморты.
В.Н. Масютин, наряду с В.Д. Фалилеевым, А.П. Остроумовой-Лебедевой,
является одним из ведущих мастеров гравюры первой трети ХХ столетия — времени
расцвета этого вида искусства в России. Для его произведений характерны
сложность композиционного построения и образов, насыщенных символами и
аллегориями, «острый» гротеск и внутренняя экспрессия. Масютин изображал
человеческие чувства и пороки в виде драматической борьбы мистических чудовищ.
По точному выражению историка искусства Н.И. Романова, которому принадлежит первая
монография о гравере, «в своих кошмарно-фантастических видениях он выражает
мысль о власти рока и чудовищно-стихийных явлений над людьми».
Произведения Василия Николаевича Масютина находятся во многих музейных и частных собраниях, в
том числе в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее и
других.