Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Арфа декоративная

Арфа декоративная в оригинальной коробке. Европа. Дерево, лак.

Высота - 19 см.

Артикул: 21-13-21. Цена: 32 000 рублей

      АРФА

Арфа (итал. аrра, франц. harpe, нем. harfe, англ. harp) - щипковый многострунный инструмент. Ранние изображения арфы относятся к 3-му тысячелетию до н. э. В своём простейшем виде встречается почти у всех народов мира. Известны арфы: египетские, финикийские, палестинские, греческие, турецкие, римские и др. В начале н. э. арфа была излюбленным инструментом ирландских и шотландских бардов, в средние века - трубадуров и миннезингеров. Среди народов СССР арфа распространена с древнейших времён: груз. - чанги, абх. - аюмаа, осет. - дуадастанон, манси - тор-сапль-юх и др. Первые образцы хроматичных арф появились в 16 в. Около 1720 баварский мастер Г. Хохбруккер построил хроматичную арфу с педально-крючковым механизмом для перестройки струн, которая прочно вошла в музыкальную практику.

Современная педальная арфа "двойного действия" изобретена С. Эраром во Франции около 1810 года. Представляет собой большую деревянную раму треугольной формы с изогнутой верхней стороной, внутри к-рой по вертикали натянуты струны разной длины и настройки. Одним концом они закрепляются на деке (плоской верхней части резонаторного корпуса), другим наматываются на колки в верхней (изогнутой) части инструмента, несущей на себе также диски педального механизма. Система рычагов, размещённых в колонне (на противоположной исполнителю стороне A.), соединяет последние с педалями, вмонтированными в дерев. основание-пьедестал. Каждая из педалей, перемещаясь в трёх позициях, приводит диски в движение. Они укорачивают рабочую длину струны с таким расчётом, чтобы её звучание повышалось на полтона (при нажатии педали до половины) или на тон (при полном нажатии педали). 7 педалей - по числу ступеней диатонич. гаммы - воздействуют на одноим. струны звукоряда арфы одновременно во всех его октавах. Это позволяет перестраивать А. во все мажорные и минорные тональности.

Основной строй арфы диатонический - Ces-dur. Струн обычно 44, от D до f, часто добавляются нижнее С и верхнее g, очень редко ещё одна-две струны. Крайние струны (С и D внизу, е и f наверху) не имеют механики. 10-11 нижних струн металлические, обвитые, остальные жильные. Для удобства ориентировки исполнителя все струны "до" выкрашены в красный цвет, "фа" - в синий. Диапазон А. с 46 струнами С1 - g4. Тембр А. нежный, серебристый, техника игры разнообразна (аккорды, глиссандо, арпеджио, пассажи, флажолеты, игра у деки, тушение лишних звуков), однако она менее приспособлена для передачи мелодии.

Наиболее известные фирмы A.: "Эрар" (Франция), "Морли" (Англия), "Лайон энд Хили" (США). В СССР арфы выпускаются Ленинградской фабрикой им. Луначарского. Арфа применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Сочинения для арфы 16-17 вв. близки к произведениям для клавишных и щипковых инструментов; специфические особенности арфы находят отражение в музыке для этого инструмента лишь с 18 в. В оркестр арфа была введена К. Монтеверди ("Орфей", 1607), Г. Ф. Генделем ("Юлий Цезарь", 1724) и К. В. Глюком ("Орфей и Эвридика", 1762). Как сольный инструмент популярность приобрела в 18-19 вв. В 19 в. более всего использовалась в оперно-балетном оркестре, с конца века входит в оркестровый состав крупных симфонических произведений. Сольные произведения для арфы писали И. С. Бах, Ф. Э. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, М. И. Глинка, Л. Шпор, К. Дебюсси, М. Равель, П. Хиндемит, А. Казелла и др.

Сочинения для арфы или для арфы и другими солирующих инструментов с оркестром созданы в 20 в. P. M. Глиэром, С. Н. Василенко, Э. Кшенеком, А. Жоливе, Э. Вила Лобосом, П. Хиндемитом.

Крупнейшие зарубежные арфисты Р. Н. Ш. Бокса, Э. Пэриш-Алварс, Ф. Й. Дизи, М. Гранжани, К. Сальседо, Н. Сабалета, отечественные - А. Г. Цабель, И. И. Эйхенвальд, А. И. Слепушкин, Н. И. Амосов, К. А. Эрдели, В. Г. Дулова, Е. А. Синицына, О. Г. Эрдели.

Литература: Поломаренко И., Арфа в прошлом и настоящем, M.-Л., 1939; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950; перераб. изд., М., 1962; Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 4, М., 1953; Доброхотова В. Б. и Доброхотов Б. В., Вступительная статья (к хрестоматии) "Сонаты, вариации и фантазии для арфы (Арфовая классика)", вып. 1, М., 1964; Язвинская Е., Арфа, М., 1968; Flood Grattan W. H., The story of the harp, L., 1905; Grossi M. V., L'arpa e il suo meccanismo, Bologna, 1911; Ruta R., Storia dйll'arpa, Aversa, 1911; Вagatti В., Аrра e arpisti, Piacenza, 1932; Rensсh R., The harp, N. Y., 1950; Tournier M., La harpe, P.-Brьssel, 1959; Кuntz H., Die Instrumentation. Ein Hand- und Lehrbuch, Tl XI - Harfe, Lpz., 1960; Schirinzi A. N., L'arpa, storia di un antico strumento, Mil., 1961; Heinrich Е., Die Harfe in der Kammermusik des 20. Jahrh., Deutsches Jahrbuch der Musikwissenschaft, X (JbP, LVII), 1965.

С. Я. Левин